Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука

Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность. Огюст Конт-фр., ученик Сен-Симона; фил. должна отказаться от материализма, идеализма и основываться на позитивном(науном) знании; фил. знание должно быть обсалютно точным, достоверным; для достижения точности использовать научные методы познания; основной метод познания-эмпирическре наблюдение; неприемлем ценностный подход и оценочный характер исследований; философия одна из наук, а не царица наук; выдвинул закон двойственной эволюции: интеллектуальной-делится на 3 стадии: теологическая-мировозрение на религии; метафизическая-вероятностное несистематич. знание; позитивная-основана на науке; технической-делится на 3 стадии, соответсвующих 3 стадиям интеллектуальной: традиционное общ; доиндустриальное общ; инлустриальное общ. Махизм-вторая форма позитивизма,основатели: Э.Мах и Р. Авенариус; основная идея-в основе фил. должен лежать критический опыт-импириокритици зм;все предметы мира для человека-”комплекс ощущений-исследование мира-опытное исследование человеческих ощущений; философия должна стать всеобщей наукой; надо привести все обстрактные научные понятия к языку ощущений(не масса,а ощущение человеком массы); после опубликования Лениным “Материализм и импириокритицизм”, гдк показана полная идентичность философии Беркли перестали публиковаться. Неопозитивизмср. 20в.; (Венский кружок: Шлик-оснватель, Карнап, Нерап; Львовско-Варшавская школа: Тарский, Лукасевич; Б. Рассел; Винтгенштейн)- основн. идеи: философия должна логически анализировать язык науки- главное ср-во позитивного (научного) восприятия мира; фил. должна анализировать тексты, знаки, понятия, связи в звуковых системах и смысл(семантику) заключенную в них(близко к Герменевтике). Главный принцип-принцип верификации-сравнения всех положений науки с фактами опыта; тот факт имеет смысл, который можно верифицировать(проверить на опыте). Еще одна цель освобождение фил. от метафизических (не имеющих достоверного научного решения)проблем(бытия,сознания идеи,Бога). Постпозитивизм кон. 20в.;( К. Попер, Т. Кун)- отход от исследования символов и обращение к истории науки; главная цель-исследование не структуры научного знания(неопозитивизм), а его развития; основные вопросы: как возникает новая теория; как добивается признания, критерии сравнения теорий; отказ от обязательно взаимосвязи м/у теорией и опытом и смыслом науки и ее языком; допущение недоказуемых на практике проблем в философии; наука развивается не строго линейно, скачкообразно, есть взлеты и падения, но общая тенденция-рост. Современные проблемы постпозитивизма: проблема фальсификации-отказ от теории при обнаружении нескольких ложных фактов; правдоподобия- критерия правдоподобия научной теории; рациональности- рациональное в науке; соизмеримости- критерии соизмеримости родственных научных теорий; понисания- нахождения общих точек м/у противоположными теориями.


22. Иррационализм, “Философия жизни” и философия ”творческой эволюции”

Иррационализм- неклассич. идеалистическая фил.-отвергает логические связи в природе, восприятие мира-целостная закономерная система, критика идеи развития; мир-разрозненный хаос без целостности,законов развития, неподкотролен разуму и подчиняется аффектам, воле;А.Шопенгауэр-критиковал диалеектику и историзм Гегеля; основа фил.- волюнтаризм-главная движущая сила, опредяляющей все в мире- воля; “Мир как воля и представление”-выводит логический закон достаточного основания-фил. должна исходить не из объекта(материал) и не из субъекта(идеолизм),а из представления-факт сознания, делящегося на объект и субъект; объект- з. достаточного основания-делится на 4 закона: з. бытия-для пространства и времени; з. причинности-матер. мира; з. логического основания-познания; закон мотивации-действий человека; мир сводится к бытию, причинности,логическому основанию и мотивации.Субъект-через сознание человека.Познанание осуществля ется через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного(рефлективного познания);интуиции;воля-высший космический принцип,осно ва мироздания, определяет и влияет на все сущее; основа сознания; в своей фил. использовал идеи Канта; считал: мир-представление в сознании человека; мир явлений-мир сущности; мир представлений мир воли; всеобщая воля-воля предметов и явлений вызывает внешние явления; в неживой природе-”безсознательная, дремлющая”; мир-реализация воли; Проблема чел-пессимистический характер-судьба чел в всеобщем хаосе вещей и подчинена всеобщей необхадимости; аоля одного чел слабее воли мира-нет чел счастья. Ф.Ницше-продолжатель фил. Ш. - основатель фил жизни-осн. понятие жизнь-мир в аспекте данности его познаю щему субъекту, единственная реальность, сущ. для конкретного человека. Цель фил-помочь человеку мах реализоваться в жизни, приспособится к окружающему миру; в основе жизни-воля, которая делится:“воля жизни”; воля внутри чел-внутренний стержень; безсознательная воля-страсти,влечения, аф- фекты; воля к власти- есть у всех больше или меньше-внутреннее стремление к безопасности, стремление к расширению “Я”-экспансия “Я”. Основа жизни-воля к жизни и власти; Стала основой прагматизма феноменологии и экзистенциализма. В. Дилтей-представитель фил жизни-критика Гегелевской “идеи”; в основу фил. положить жизнь-способ бытия чел в мире; она имеет признаки: целостность; многообразное духовное начало; единство с бытием; против исследования пустых бытия, материи и.т.д; сосредоточить внимание на изучении жизни и всех ее проявлений; отрицал историю как закономерный прогресс - цепь случайностей, хаос,омут. Г.Зиммель-жизнь-процесс творческого становления,постигаемый только внутр. переживаниями-интуитивно, что материализуется в разных формах культуры; внимание к индивидуальным формам реализации(Гете,Рембрант,Кант); трагедия творчества-вечное противоречие м/утворческой пульсацией жизни и застывшими формами исскуства; Социальное-совокупность межиндивидуальных отношений; анализировал соц. формы договор, конфликт,конкуренция,авторитет-отношения возникающие в малых группах; “Философия денег”-анализ роли денег-предпосылка развития личности и свободы. Бергсон-интуитивизм,фил творческой эволюции-творчество-космически объективный процесс; чел-творческое существо т.к. ч/з него проходит путь “жизненного порыва”; творчество следствие интуиции-элитарно; сущность жизни познается только интуицией; основа бытия жизнь, материя и дух-продукты распада жизни; самонаблюдение показывает-основа психической жизни-постояееое изменение состояний-длительность-основа созеательной жизни, ее структура и имеет не пространствееный а временной характер;длительность-жизненный порыв -поток творческого формирования, по мере ослабления жизнь распадается на неодушевленную массу-материю.