Психоанализ и философия неофрейдизма

Психоанализ-объяснение роли бессознательног, иных психических процессов в жизни человека и общ. Основатель З. Фрейд-открыл: безсознательное-особая психич реальность, есть у всех и значительно контролирует сознание; реакция вытеснения-из сознательного в безсознательное отрицательных эмоций,опыта, всего нарушающего равновесие психики-защита; сны реализация скрытых стремлений человека; Предложил две схемы психики: топографическая-безсознательное-приходая с мыслями, сознание кабинет, сторож пускает в комнату нужные мысли и не пускает ненужные, но иногда сторож засыпает и ненужное проходит, но изгоняется. динамическая схема- психика состоит из: Оно-безсознательное с мыслями и желаниями; Я-сознание человека; Сверх Я-влияющая на личность внешняя реальность. Я-испытывает давление Оно, внешнего мира , норм и запретов Сверх-Я и чаще всего поддается одному из них. Главный фактор управляющий психикой: удовольствие-психика ищет удовольствие; вытеснение-неприемлемых и запрещенных мыслей в подсознание; вытесненные мысли подвергаются сублимации-преобразованию в другие разрешенные типы соц. деятельности. Ядро безсознательного основывается на: по первой психологической системе на либидо-сексуального влечения; психическая деятельность человека - превращение сексуального инстинкта: выпуск на свободу-сексуальные действия; вытеснения в безсознательное; подавление через реактивные образования(стыд. мораль); по второй психологической системе на Эрос-инстинкт жизни, в основе конструктивного поведения человека, созидания, продолжение рода; Таитос-инстинкт смерти - подталкивает к разрушение ысег чужого. Общество существует на основе взаимного подавления безсознательных привычек, влечений страстей через массовую сублимацию - превращение влечений в культуру; подавленная энергия заменяется ритуалами- религия,мораль,исскуство,поэзия,музыка,массовые мероприятия. Общество все больше подавляет страсти и приводит к массовым психозам и дипрессиям, созданию более сложных ритуалов, что приводит к феномену толпы-много людей с подавленными желаниями образуют толпу и направляют энергию на лидера; толпа индетефицирует себя с ним, а он с ней; толпа агрессивна,легко управляема,безпощадна, люди в ней чувствуют себя ценными, сильными и в безопасности; лидер-личность с психическими аномалиями, способный поверить в свою исключительность и повести толпу. Неофрейдизм-на основе учения Ф.,А.Адлер-основа “великих” действий человека(гиперактивности,сверхстремлений, психич. болезней)-вытесненный комплекс неполноценности компенсируется успехом в жизни, бизнесе, политике, науке, исскустве, личной жизни. Карл Густав Юнг-теория архетипов-энергия чел, встречая неопреодалимые преграды окружающего мира переходит во всеобщее безсознательное-архетипы-универсальные образы, код общечеловеческой вытесненной энергии; архетипы-сны, мифы, бред сумашедших, грезы, галлюцинации-зашифрованная история человека, высшие истины. Цель философии помочь человеку расшифровать их, понять смысл и через них себя и мир; генетические основы развертывания психики.Эрих Фромм-”Исскуство любить”-противоречивость человеческого существования-фрейдо-марксизм; осн. противоречия: патриархат-матриархат;гуманное-авторитарное сознание; власть-подчинение свобода от-свобода для; Цель фил.-решение противоречие через культивирования всеобщей любви; мир добрее; вытеснить разрушающее. Маркузианство(Г.Маркузе)-автор”Одномерный чел”-одномерный потребитель, подавлен; выход в сексуальной революции, раскрепощенности.К.Хорни-теория самоонализа;роль подсознательного, секс инстинктов в поведении чел; роль в этом соц. факторов, связей и отношений м/у людьми; женшина в мужской цивилизации;используя нужность мужчине варианты использования:любовь;подчинение муж;уход от людей;потребительство

 

 

24.Неокантианство.Марбургская и Баденская школы.

Неокантианство – идеалистическое направление, возникшее в 19в., возникшее под лозунгом «Назад к Канту!». Н. воспроизводит и развивает идеалистические и метефизич. элементы философии Канта, игнорируя ее материалистич. и диалектические элементы.«Вещь в себе» или отбрасывается или истолковывается как предельное понятие. Наиболее полное выражение Н. получило в двух школах: марбургской( Коген, Наторп) и баденской (Виндельбанд, Риккерт).

Марбурская школа – отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М.Ш. философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук.Отрицая объективную действительность фил.М.Ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий.При этом методология М.Ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемым частным наукам.Гл. принцип – принцип долженствования, кот распространялся на область социологии. Коген – перерабатывает теорию Канта в духе идеализма, более последовательно, чем Кант. Он отверг «вещь в себе» в качестве реальной причины ощущений и стал рассматривать ее лишь как предельное понятие опыта, построил систему философии, включающую логику, этику, эстетику и философию религии. По К. философия впервые становится наукой тогда, когда полагает своим предметом не вещи, не процессы, а факты науки, философское познание является познающим.

Баденская школа – противопоставление метода истории методу естествознания; история-наука об индивидуальных фактах развития, естествознание-о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. Б.Ш. исходит, опираясь на Канта из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание историч. закономерности связывается с т.наз. теорией ценностей, исходным пунктом кот. явилось одно из значений «вещи в себе» у Канта. Виндельбанд – пытался обосновать коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук. По В. естественные науки-номотетические, т.е. вырабатывающие общие законы, исторические- идиографические, т.е. повествующие только об особенном, единичном. Риккерт – особое внимание уделял методологии исторических наук и философии. Разделял науки в соответствии с используемыми в них методами абстракции – генерализующим(в естествознании-формулирует систему понятий и законов) и индивидуализирующим (в истории-концентрирует внимание на индивидуальных характеристиках объекта).