Философия советского периода.

Рассматривая советский период рус.фил-и отметим след-е: фил-я наука была незведена до служанки, фил-и – это работы Маркса, Энгельса,Ленина.Культ личности Сталина отрицательно сказался на развитии фил-й мысли, сов.идеология жестоко расправлялась с инакомыслящими.Изучение фил-х наук и исследования в этой области опред-сь проблематикой, структурой брошюры Сталина-О диалектическом и историческом материализме. Были опред-ны и расписаны допустимые признаки офиц-й сов-й фил-и.Ведущим признаком сов-й фил-и был принцип партийности, излож-й Лениным в 1922г(ст. О значении воинствующего материализма). Вся фил-я была поделена на 2 лагеря: кто наши-материалисты, враги-идеалисты.Были определены принципы различия материализма и идеализма:1-их коренная противоположность в решении основного вопроса фил-и,2- разное отношение к науке(материализм должен всегда способ-ть развитию науки, а идеализм неизбежно порождать в ней кризис),3- разным отношением к религии( мат-м отвергает религию, идеализм тесно связан с религией, выступая в качестве научной поповщины),4- матер-м и идеал-м противопол-ны по своей классовой принадлежности.Фил-я объявлялась только партийной, другая фил-я не воспринималась.В 30гг был обязательным классовый подход к анализу обществ-х явлений.Марк-м превращ-й в догму, объявл-ся официально врагом догматизма, служил рук-м к дей-ю.Фил-я была поделена на допущенную и недоп-ю, офиц-ю и неофиц-ю, впитавшую традиции рус фил-й мысли.В1922г пароходом было вывезено за рубеж 250 человек ненажежно мыслящих(Бердяев, Булгаков, Лосский, Франк, Ильин, Мережковский и др.)Оставшиеся фил-фы были подвергнуты испытаниям:1- все были отстранены от преподавания фил-и как инакомыслящие,2- отстраненные они обращаются к вопросам сознания, эстетики, литературоведения,3- наиболее буржуазных ученых ждали застенки лагерей(Флоренский, Лосев, Бахтин, Шпет).Фил-м, принявшим офиц-ю гос-ю идеологию была открыта дорога в Институт Красной профессуры, по окончании кот-го присваивалось ученое звание академика.В сов-е время был сломлен дух свободомыслия в рус фил-и.В 60г было создана пятитомная фил-я энциклопедия, кот-я освоила и сделала материалом для обучения всю мировую социально-фил-ю мысль, вкл.зарубежную современную фил-ю.

 

 

39.Онтология, гносеология и аксиология как основные разделы философии.

Онтология – философское учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. Равнозначна метафизике как системе умозрительных всеобщих определений бытия. В средние века использовали арист. метафизику для доказательства религиозных истин, что называли онтологией. В новое время онтология – особая часть метафизики, учение об сверхчувственной нематериальной структуре существующего. Законченное выражение в этом виде онт. Получила у Вольфа, когда утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию путем абстрактно- дедуктивного и грамматического анализа ее понятий. Противоположная тенденция у Спинозы, Локка, французских материалистов. Опираясь на данные науки они говорили о связи онт. С логикой и гносеологией, подрывая ее значение как первой. Кант и Гегель объявляли прошлую онт. тавтологической и бессодержательной, заменяя ее субъективным идеализмом. Канта или логикой Гегеля. Попытки построить новую онт. на основе объективного идеализма – Хайдегер. Система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Подхвачена неотомистами. Бытие, как исходное интегральное понятие бедно и бессодержательно, если не рассматривать его в контексте других категорий философии. Там оно становится конкретно – всеобщим. Т.о. большая часть философии отн. К разделу онтология. В онтологии философия сталкивается с рядом проблем., решение кот. И определяет различия в мировоззрениях. Такие проблемы как обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства. Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким – либо законам или развивается случайным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения данных вопросов философы разделились на материалистов и идеалистов, монистов, дуалистов плюралистов и индетерминистов. В зависимости от первичности материи или идеи идет основное разделение. Гносеология– наука о познании, в кот. изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможность познать мир. В гносеологии в системе человек- мир коррелятом явл. познавательные субъективно – объективные отношения. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности, безотносительно тому, какя это деятельность. – обыденная, профессиональная и др. Гносеологическая проблематика – соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и рационального. Новая проблематика – математическая логика. Познаваемость мира. Агностицизм – отрицание познаваемости, скептицизм – сомнение в его познаваемости, оптимизм – утверждение полной познаваемости мира. Аксиология – наука о ценностях. Сформировалась в 19 – 20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отож. С бытием Они являлись критерием истинного бытия. Есть три теории ценностей: 1.Объективно – идеалистическая (неокантианство, интуитивизм). Ценность – это потусторонняя сущность вне времени и пространства. 2.Субъективно – идеалистическая (лог. Позитивизм) – ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к рассматриваемому предмету. 3.Натуралистическая теория ценностей – ценность как выражение естественных потребностей человека. Каждый человек имеет систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие абсолютные ценности и ценности – цели. Абсолютная ценность – человек и его жизнь. Ценности – цели оказывают влияние на социализацию личности.


40.Проблема бытия в истории философии.

Онтология–учение о бытие(«онтос»–сущее). Любая философская система в основе своей философской теории имеет учение объект онтологии.

Античная философия. Термин «бытие» ввел Парменид («непоколебимый фундамент мира»). По Пармениду–бытие это то, что стоит за миром чувственных вещей, т.е. мысль объект этих вещах. Бытие=мышлению. Бытие не возникло: оно не преходяще. Не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Протагор: «Человек есть мера всех вещей и бытия», т.е. человек определяет статус всех вещей, если для меня она есть, значит существует. Сократ: «Автономен не сам человек, а его разум. Высшая реальность–индивидуальное и общественное сознание.», рассматривал не бытие, а сознание. Демокрит: «Бытие–атомы, небытие–пустота». Платон: мышление, идеи получили статус истинного бытия. Аристотель: Бытие – это субстанция, характ. cл. принципами: 1.принцип материальности. 2. каждый объект обладает структурой части которой соотнесены друг с другом. 3. принцип причинности (каждая вещь указывает на свое происхождение. 4. принцип цели(каждая вещь имеет свое назначение). Создал систему уровней бытия: мертвая материя(неорганическая), растения, животные, человек, душа, бог. Средневековье. Бытие есть наличие Бога(схоласты). Уровни бытия:1.Бытие творящее(эссенция–сущность, экзистенция–существование). 2. бытие сотворенное(природа, человек). Фома Аквинский: рассмотрел иерархию с точки зрения ценностей. Например, Человек–принадлежит к классу людей, это–животное, это–предмет материального мира. Бог–есть Бог, он принадлежит сам себе. Абсолютное бытие есть только у Бога, человек к нему приближается и стремится. Новое время. Успехи в развитии наук. Проблема бытия связана с человеком, само по себе существовать не может. Человеческое сознание и потребности- единственное несомненное и подлинное бытие, т.е. бытие связано с человеком, оно субъективно. Декарт. Нельзя сомневаться, что я мыслю, следовательно я существую. Бэкон. Бытие–вечно подвижная материя. Кант. Истинное бытие–«вещь в себе»(два вида бытия: феноменов и вещей в себе). Т.к. мир вещей в себе возник благодаря божественной воле, а воля содержит иррациональные компоненты, то вещи в себе никогда разумом познаны быть не могут. Гегель. Начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия- с чистого бытия. Бытие–чистая мысль или ничто. Оно утрачивает всеобъемлющий характер. Чистое бытие связано с началом, а начало связано с возможностью. Философия Нового Времени трансформировала идею бытия, бытие стало субъективным. Место Бога занял человеческий разум. Человек соразмерен разуму, разум един, обязателен, он диктует законы не только миру, но и законы человеческого мышления. Разум есть условие единства личности и мира. В XX веке делается акцент на бытии прежде всего как человеческом существовании. Хайдегер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого существования, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Русская философия. Проблема бытия понималась по-разному. Категория бытия является одной из основных для христианской философии. Является отправным пунктом к познанию бога. Материализм. В марксизме бытие не было актуальным, оно рассматривалось через категории материи. Бытие=материя, все свойства материи переносились на бытие. Энгельс: «Бытие мало что добавляет к существованию вещи». Ленин: «Единство мира не в его бытии, а в материальности». Философия Достоевского явилась предпосылкой возникновения экзистенциальной философии XX века.