Проблема единства мира и основные пути ее решения

Каждое философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае имеется в виду материалистический монизм, а во втором случае материалистический. Существуют учения, которые стоят на позициях дуализма. Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало. Материалисты основой всего считают материю (Бэкон, Галилей, Гоббс, Спиноза, Локк, Ламерти, Гельвеций, Дидро, Герцен, Чернышевский и т.д.). Идеалисты считаю основой всего считают дух, идею. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. В философии Маркса и Энгельса присутствует диалектический монизм, где материализм распространяется на социальные явления. Дуализм – философское учение, согласно которому материальное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обуславливающих друг друга начала. Крупнейшим представителем дуализма был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная и телесная. Дуалистом также является Кант, у которого наряду с самовоспроизводимой сферой идеального (сознанием человека) существует вещь в себе. Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности. Вопрос в том, как трактовать реальность: существование может быть материальным, объективным, и духовным, субъективным, воображаемым. Чувства мысли – тоже реальны, но это не объективное, а субъективное существование. Реальность может быть основой мира, если она объективна. Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения показали единство физических законов и химического состава земли и небесных тел. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе субстанцию. Сознание – это познание действительности и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит именно материальному миру. С точки зрения идеалистического монизма оно является естественным свойством высоко организованной материи. Помимо монизма и дуализма, имеет еще одно философское течение – плюрализм. Это понятие идеалистической философии, означающее, что основу действительности составляет множество автономных, деятельных, духовных субстанций. Примером плюрализма является философия Лейбница, полагающего, что мир – это совокупность духовных единиц – монад.