Политическая система общества. Государство, его происхождение и основные функции. Проблема демократизации общества.

Политика (П) - искусство управления гос-вом, а также определенная деятельность, участие в делах государства, отн-я между общ-ми группами, нациями, осуществление гос-ой власти, борьба за власть. Через П. выр-я коренные интересы соц. общностей, организаций и людей. Вместе с тем, П. предс-т собой совокупность идей, теорий и концепций, настроений и чувств. К проблемам П. обращались многие мыслители прошлого. Макиавелли(соотношение П и морали), Локк (разделение властей). Кант, Гегель (идея правового гос-ва и об-ва). Одна из главных проблем – проблема власти. Власть это установлений отн-ий господства и подчинения, т.е. отн-я зав-и между людьми. Она обладает всеобщностью, т.е. исп-я во всех видах деят-и. Источники власти – авторитет, традиции, насилие. Итак, П. это регулирование и управление разл-и сферами общ-ой жизни на основе уст-я отн-ий госп-ва и подч-я, реал-х при помощи гос-ва. На любой стадии разв-я об-ва ему присущи опре-е формы упр-я. Эти формы упр-я обр-т спец-ю систему общ-х институтов, вкл-ю в себя разл-е органы. Это и есть политическая сфера об-ва. –В ее структуру входят пол-я система (система гос-х и негос-х соц-х институтов, осущ-х полит-ю волю госп-х классов; гос-во, пол-е партии, правовые учр-я, профсоюзы, общ-е орг-ии, клубы, союзы и т.д.) и общественное управление (воздействие на об-во с целью его упорядочивания, сохр-я качественной спец-ки, соверш-я и разв-я). ОУ зависит от пол-ой системы, опр-я ею, но суть его неизменна и управление об-вом осущ-я при любой пол-ой власти. Гос-во явл-я самым древним и разв-м пол-им институтом. Оно рез-т разв-я об-ва, его зак-ой дифф-ии на разл-ые соц-е группы, слои, классы. Гос-во это политический институт, призванный обеспечить интегрированность об-ва, но одновременно выполняющий и спец-е задачи тех соц-х групп, кот-е его возглавляют. Система гос-ой власти вкл-т в себя. Особый аппарат пол-го управления (объединения людей профессионально-занятых в политико-упр-ой деят-и), идеологическая программа (провозгл-е цели, задачи деят-и – полит-я идеология), система права (форма рег-я поведения людей, сов-ть норм поведения, кот-е устан-я и санкц-я гос-вом с целью сохр-я сущ-х экон-х, соц-х, пол-х и иных порядков), материальное обеспечение (налоговая система, гос-е долги), система полит-ой власти (терр-ое деление). Гос-во разл-я в зав-и от того интересы какого класса оно защищает, каков экономический базис об-ва. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Уже античные философы, начиная с Арситотеля, различали монархию, аристократию, демократию, а также формы откл-я от указ-х – неогр-ю монархию (автократия, тирания), неогр-я автократия (олигархия), неогр-я демократия (охлократия – власть толпы, анархия). По форме правления – монархия и республика. С т.зр. устройства – унитарное (единое образ-е, Франция), федерация (союз отн-о юридически самос-х гос-х образ-ий – республик, областей, штатов), конфедерация (Канада). Важное знач-е имеет разл-е гос-в с т.зр. сущ-го в них полит-го режима, под кот-м понимают систему методов осущ-я гос-ой власти, степень реализации демокр-х прав и свобод личности. Для совр-го гос-ва хар-ны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, тоталитарный пол-е режимы. В тоталитарном гос-ве соединены и абсолютизированы особ-и бюрократ-го, полиц-го и десп-го гос-ва. Индивид в нем ничто, а гос-во все. С т.зр. пол-ой динамики можно раз-ть миролюбивые, агрессивные, консервативные, либеральные гос-ва. Осн-е функции. Внутренние (защита сущ-го способа произ-ва, экон-ой и соц-ой системы, рег-е хоз-ой деят-и, охрана общ-го порядка, рег-е соц-х отн-ий, культ-х, обр-х, охрана окр-ей среды) и внешние (защита интересов данного об-ва в его взаимотн-х с другими гос-и на межд-ой арене, обесп-е обороны страны, разв-ие норм-х отн-ий с др. гос-и, разв-е взаимовыг-го сотр-ва. Пробемы построения демокр-го об-ва. Собл-е прав и свобод личности, политическая (пол-е партии) и экономическая (частные предпр-я) свобода, свобода вероисповедания. Т.е. развитом гражд-ом об-ве гос-ве индивид встречается с гос-ом не один на один, а в составе соот-го общ-го института, то есть опосредованно. И это важнейший критерий развитости гражданского об-ва.

 

60. Человек, его сущность и смысл жизни.

Человек (Ч) высшая ступень организмов на Земле. Субъект общественно-исторического развития Ч. является предметом изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук философия дает им определенное истолкование и осмысление в понимании Ч. Вопрос о природе (сущности) Ч, его происхождении и назначении, места Ч. в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. Многие мыслители пытались определить Ч. Уже у Анаксимандра (Милетская школа) встречаются высказывания о Ч. В философии Аристотеля нашло выражение определенное для античной философии понимание Ч. как живого существа, наделенного духом, разумом и способного к общественной жизни. Позднее европейский рационализм именно в разуме усматривает специфическую особенность Ч., его сущность. В основу такого рац-го понимания Ч., будет положено представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетелем его существования. Для немецкой классической философии определяющим явл-я представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающим мир культур, как о носителе общезначисмого сознания, всеобщего идеального начала, духа, разума. В марксисткой теории личности Ч. рассматривается в системе общественных отношений. Ч. природное существо, отличающееся разумом, деятельное, создающее культуру и себя, существо прежде всего социальное, общественное, формирование которого связано с системой общ-х отн-ий в кот-х он находится. Человек понятиехар-ее его как представителя челов-го рода. Оно вкл-т в себя те харак-ки, кот-е отличаеют его от животного.Индивид –Ч., как единичный представитель челов-го рода.Индивидуальность– неповторимое своеобразие отдельного Ч. Личность –любой конкретный Ч., со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами, устойчивая система социально значимых черт, хар-х индивида как члена общества.Ч.единство биологического и социального. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. В истории философии отмечалась абсолютизации этих начал, разрыв их и противопоставление. Концепции человека, которые принято называть натуралистическими,сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина). Концепции абсолютизирующие социальное, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм). Вопросом смысла жизни задаются многие, особенно остро из-за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу. Три подхода к решению этой проблемы: 1)Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2)За пределами жизни; 3)Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни. Гете: «Нет такой добродетели из которой нельзя было бы сделать порок и наоборот» Действительно, устремленность лишь к радости и наслаждению может обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость... Жизнь состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее глубоким смыслом. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей. Эйнштейн: Жизнь ради других - это минимальное и наивысшее условие возможности достижения подлинного смысла жизни.


61. Личность и общество. Проблема свободы и ответственность.

Эта проблема имеет большую историю. так уже Платон ставит интересы об-ва над интересами индивида. Аристотель наоборот полагает, что индивид есть источник всех свобод и тем самым отстаивает интересы личности. Отношения человека и об-ва процесс активно воздействующих друг на друга сторон. Становление личности начинается с социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, соц-х норм и ценностей, необ-х для его успешного функц-я в об-ве. Обучение, воспитание, окружение (семья, друзья, соседи..). Связь личности и об-ва опосредована прежде всего первичным коллективом – семейным, учебным, трудовым. Только с его помощью каждый член коллектива входит в об-во. Через него же происходит отдача личного об-ву. Первичный коллектив это об-во в миниатюре. Однако личность не растворяется в об-ве, сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свой вклад в жизнь общественного целого. Бытие человека в об-ве определяется понятием свобода. Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познания объективной необходимости. Близким понятием явл-я свобода воли. Когда речь идет о свободе воли, то прежде всего встает вопрос о самоопределяемости или детерминированности человека в своих действиях. Если каждое действие строго определено и не может быть иным чем оно есть, то ему нельзя вменять в вину или поставить в заслугу. Но с другой стороны, представление о воли, как ничем заранее не обусловленной конечной причины морального действия предполагает разрыв причинного ряда природных явлений, что противоречит потребности научного объяснения. Детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли (опр-я условиями в кот-х живет человек) и идетерменизмотвергающий ее. Распространена эклектическая (смешанная) доктрина. По Канту, человек как разумное сущ-во обл-т свободой воли, но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость он несвободен в своем выборе, а воля его причинно-обусловлена. Фатализм рассм-т человека, как существо объективно обусловленное и четко детерминированное внешними силами. Волюнтаризм (Фихте, Ницше) видят в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств. Фаталистическими явл-я религиозные взгляды на человека, а также натуралистические, которые исходят из признания человека частью природы перед которой он бессилен. Волюнтаристы признают человека, его Я единственным творцом судьбы, жизни, выбора. Спиноза впервые связал понятие свобода с необходимостью. Человек не признающий необходимость становится рабом своих страстей и увлечений. Познание необходимости первое условие свободной деятельности человека. Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. Два типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен предусмотреть рез-ы, а это возможно, если он действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми, Богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности, он как бы конструирует свои действия. Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв каждого.