Единcтво и многообразие мировой иcтории.

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций – наполненная массой уникальных событий человеческая жизнь. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Взгляды философов на историю разделились на 2 группы :1) история - хаотичный процесс(ирационалисты); 2)история целенаправленный, логичный процесс. Среди подходов наиболее распространены следующие подходы: формационный, цивилизационный, культурологический и др. Формационный подход был предложен К. Марксом, Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие- общественно-экономическая формация (о.э.ф). О.э.ф. - совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. История – закономерный процесс смены о.э.ф. Каждая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем сама отрицается еще более новой формацией. Каждая новая формация - более высокий тип организации общества. Классиками Марксизма объясняется механизм перехода от одной формации к другой. О.э.ф. имеет два главных компонента: базис, надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которого являются произв. силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной о.э.ф. к другой приводят изменения в эконом. базисе. Производств силы увелич., а произв. отношения остаются прежними. Возникает конфликт и происходят изменения в эконом. базисе, что ведет к изменению политической надстройки в результате чего возникает новая о.э.ф.В целом Марксом было выявлено 5 о.э.ф.1) первобытнообщинная 2) рабовладельческая 3)Феодальная 4)капиталистическая 5) коммунистическая (социолистическая) указал особый политико-экономический тип общества (фактически 6-ю формацию)- «азиатский способ производства. Достоинства формац. подхода – понимание истории, как закономерного объективного процесса, реалистичность, систематизация истор. процесса. Недостатки – неучет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества и т. д. Цивилизационный подход предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие – цивилизация - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями , сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс-процесс зарождения жизни, гибели несвязанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Цивилизации бывают основные и локальные. Основные (шумерская, вавилонская, китайская идр.) оставляют яркий свет в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации, а локальные (их около 30:американская, германская и др.), как правило, замыкаются в национальных рамках. Движущие силы истории: вызов цивилизации извне (военная агрессия, не выгодное геогр. положение и т.д.), ответ цивилизации на вызов, деятельность талантливых личностей. Структура цивилизации: творческое меньшинство, инертное большинство. Стадии жизни цивилизации: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.