Наиуралистические представления в социальной философиии и геополитика. Их критический анализ.

Человеческое общество-часть природы. Происходящие в нем природные процессы приобретают социальную форму, а природные (прежде всего биологические) закономерности выступают как биосоциальные. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы ,как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Наличие у людей не только природных но и социальных свойств (способность мыслить, осуществлять сознательную трудовую деятельность) качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество как специфическую часть природы. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности (производственной, относящейся к области материального и духовного производства). Оценивая значение природы в области жизни общества, некоторые мыслители пришли к выводу, что она полностью предопределяет его развитие. Ж.Ж. Руссо утверждал, что выделение человека из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой – залог благополучия общества, каждого человека. На решающую роль в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюргои др. Последние развивали взгляды , получившие название географического детерминизма. Его суть –природа, которая истолковывается, как географическая среда жизни общества , выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений (напр. хоз. жизни людей, психический склад, темперамент, обычаи и нравы и даже формы гос. правления). Географический детерминизм выступил вначале как антирелигиозное учение , стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков. Однако со временем он преобразовался в геополитику , т.е. теорию и политическую доктрину ,согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами. Природа оказывает влияние на эконом. или политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей. Повышается степень воздействия человека на природу особенно в последнее столетие в связи с НТП. Среда активного воздействия человеческого разума – ноосфера (от греческого noos –ум, разум). Биосфера под воздействием чел. разума превращается в ноосферу. Понятие ноосферы ввел еще в 20-е годы фран. ученый Э. Леруа(1870-1954). У истоков же концепции ноосферы русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945) и фр. П. Тейяр де Шарден.