Социальное прогнозирование. Будущее человечества.

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На вопрос « возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего?» философия дает утвердительный ответ: возможно. В обоснование возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный. Онтологический: предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно – следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее. Гносеологический аспект: законы логики всегда остаются неизменными, как в настоящем, так и будущем. Нейрофизиологический аспект основывается на на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности. Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее. В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология. Ее создатель Флехтхайм (40-е годы ХХ века), который и предложил термин.К всемирно известным ученым, которые занимаются прогнозированием будущего относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужева-Лада, Г. Шахназаров и др. В 1968 г. создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Среди них процессы в области: производственных отношений; науки и техники; образования; здравоохранения; литературы, искусства, моды; строительства; освоения космоса; международных отношений. Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает соц. процессы, их будущее, а не будущее вообще).