Историософия XX в.основные подходы

XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также наростанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетия заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление Ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение Ф. жизни. Неопозитивизм - задача Ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки (Агностики. Конт, 30-е годы 19 века. Критиковал диалектику, отверг метафизику. Классический позитивизм XIX века (Литре, Вырубов, Ринан, Г.Спенсер, Дж.Миль). рус: Троицкий, Лавров, Михайловский. --> Махизм (Мах), --> Эмпирио -критицизм (Богданов)). Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются использовать достижения наук для док-ва существования бога. Прагматизм - ф-фы этого направления отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практических проблем, к-рые ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна Экзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США. Экзистенциализм(Ф-ия существования)-иррационалистическое направление (отрицает как матер. так и идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев Шестов, Николай Бердяев, к-го называли Гегелем своего времени. Затем развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны во Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон..., Лаконти). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный ( Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти). Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы: 1)онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Религ.Э:смысл бытия бог, Атеист.Э:жизнь в целом абсурдна(смысла нет); 2)проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. Религ.Э:свободным может быть верующий; Атеист.Э:только чел. может определять свою жизнь => человек принципиально одинок – крайний индивидуализм. Если чел. не свободен он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни. Вывод: Э.-Философия кризиса. Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно постигаемая реальность к-ая не равна ни духу ни материи ). Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то что возникает естественно, бытие то что возникает искусственно. Критиковали матер. и рациональный идеализм Канта и Гегеля. Школы:Соц.биолог.,историческая школа (Шпендлер, Дильтей, Ортего и'Гассет). Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Шпендлер отверг Маркса открыв морфологию истории. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества (Т. синоним жизни) Амер.Берксон, Зиммель (проблема отчуждения и продукт творчества может стать враждебным своему создателю). Ф. трагическая как и Э. Кроме того она фаталистическая и (пессимистичная). Была популярна в первой четверти XX века (декаденты, символисты).