Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии

Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель религиозной философии;был атеистом , спорил с священиками ЮАР; как человек живет такой и он; какие переспективы так и действует человек; видно то что готов видеть; детей можно спасти любовью; сравнивал дух. горизонт человека с духовным космосом; загляни в свою душу и увидишь бога; под богом видел все бытие сразу; чтоб увидеть горизонт людей надо видеть свой дух. горизонт, в 20 веке Хайдегер в “Герменевтике” дух. горизонт становится таковым если способен откликнутся на дух. горизонт других людей; под градом божим он видел людей, видящих других людей, выдвинул парадокс времени:будщее-ожидание, прошлое воспоминание. В средневековой философии рассматривают 2 осн. направления Реализм(схоластика)- направление теологической философии считали подлина существующими не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо) осн. направление томизм(Фома Аквинский)-поставил цель доказать существование бога с помощью науки; единственная развитая наука была логика; логика довалась не всем и многие ее заучивали - схоластика(школа,зубрежка); развил логику Аристотеля и ввел понятие сущее;разделял сущность(эссенцию) и существование (экзистенцию); сущность-чистая идея вещи существующая в разуме Бога; существование-факт бытия вещи; бог дал сущность существованию и может забрат-все невечно; “у любого сущего сущность не совпадает с существованием, но есть сущность у которой сущее совпадает с существованием-Бог”; поэтому бог вечен; Фома выдвинул 5 доказательств существования бога: все движится и движимо чем-то -первичный двигатель - Бог; все имеет первопричину эта первопричина Бог; случайное зависит от необхадимого - первоначальная необхадимовть Бог; все более совершенно и менее совершенно, самое совершенное-бог; у всего есть цель и смысл и есть то что придает всему смысл - Бог; обращается к языку в котором есть понятия единичного, особенного и общего, заявил, что за наиболее общим понятием стоит Бог; заявил”вглядитесь в окружающий мир и увидите бога”-человек по отдельным деталям должен увидеть всю картину мира; учавствовал на стороне Ватикана в спорах с учениками Аверолиса;написал”мне открылась такая глубина бога(бытия), что все написанное показалось детским лепетом,но нет сил описать картину. Мыслей Фомы хватило Ватикану на 300 лет и кроцу этого срока из-за роста науки как оружия в руках буржуазии и падение авторитета религиозных деятелей (французкое просвищение) мысли Фомы нашли продолжение в неотомизме, развивающемся на основе современной науки в специально созданных в католических странах университетах (классическая модель вселенной аббата Леметра).

Номинализм(имена) - считали реально существуют лишь сами вещи, в то время как общие понятия(универсалии) воспринимали как имена вещей, универсалии существуют не до, а после вещей и вещи познаются чувственным познанием. (Оккам, Абеляр, Скотт, Буридан) Окком не отрицал существование Бога, но критиковал методы доказательства Фомы как логические и бездоказательные; разработал логический принцип”бритва Оккама”-нельзя приумножать сущность сверх меры - нельзя выдвигать бездоказательные версии; показал значение скепсиса в науке - “критичность в науке”; указал на проблему аппроксимации знания-можгопереносить результаты опыта на всю вселенную; если науке известны промежуточные звенья то возможнос поправками, если нет то нет. В новое время прием Оккомакритики существования бога применил Беркли в критике доказательств мат. единства мира Бэкона, Гоббса и Локка. Буридан - проблема свободы выбора логически неразрешима;