Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде

всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как

Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано

Бруно и др.

Основные установки философии Возрождения: Итогом античной философии был

безличный неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа,

Космос; в нем еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой

ф. эта концепция подверглась существенной трансформации: на место Единого-

Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание

Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Дуxa), Космоса

(вообще всего природного).

В эпоху Возрождения в центр мироздания будет поставлен человек (антропос).

Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в

центр мироздания ставили Бога, но преимуще-ственное внимание уделяли уже не

ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии

был антропоцентрический неоплатонизм.

Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских

построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его

творчество и красота, его само-утверждение, наконец. Вместе с тем философы

Возрождения стремились максимально ис-пользовать преимущества как античного,

так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое

внимание ко всему телесному, природному, восхищение человече-ским телом

особенно.

Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения,

признававшего ценность человека как лично-сти, его права на свободу, счастье

и развитие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как

широкое общественное движение он складыва-ется впервые именно в эпоху

Возрождения.

Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно

мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было

противо-стояние схоластике

Гуманисты возрождает идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и

пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся

активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве

человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте.

Благородство человека заключает ся не в чужой славе, даже если этой славой

является слава Бога. не в величии рода и не в скоплении богатства, а в

доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем

сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою

доблесть и благородство до совершенст-ва, будь то в науке, искусстве или

производственной деятельности.

Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом

понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются

с пользой.

Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это

невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и

дружба.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и

соответственно справедливое устроение обществен-но-государственной жизни.