Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит.

геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет

начало сист. алгебраических обозначений. Осн. черта ф. мировоззрения -

дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую

субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики

материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и

познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. -

идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ.

сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не

только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в

качестве высшей субстанции пребывает бог.

Мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и

бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1.

материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те

толчка. первон. толчок дал бог.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц.

познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог.

цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след. звено достоверно. Однако для

ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому

непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество

сравнительно с рассужд. дедукции. Воор. интуицией и дедукцией разум может

достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д.

состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения,

кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные

пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и

недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Спиноза (1632 - 1677). Основная цель фил. - завоевание господства над

внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников,

дополнил учением о свободе. С. учил, что сущ. лишь одна субстанция - природа,

кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой

творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть

субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир. и бога, С. отрицает

сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым

обосновывает материалист. понимание природы. Обосновывает важное различие между

сущностью и существованием. Человек - часть природы.

Лебниц (1646 - 1716) придворным историографом и дипломатом. Старался

соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер. и интегр.

исчисление, изобрел счетную машину. Развивает учение о бытии в форме учения о

субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из

протяжения могут быть выведены лишь геометр., но не физ. св-ва тел: их

движение, действие , сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субст.

такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ. хар-ки тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в

сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно.

Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная

единица бытия, духовный атом.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие

есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений.

Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых перцепциях”, т.е о бескон. малых

разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое

настоящее сост. мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено всем ее

прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.