И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. Фил.
развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался
решать ф. пробл. - о бытии, фил. природы, религии, этики, логики исходя из
убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. Во
2-й пер. (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе.
"Критиками" названы основные произведения: "Критика чистого разума", "Критика
практического разума", "Критика способности суждения". К. называл свою ф.
систему трансцендентальным идеализмом. К. осуществил коренной переворот в
постановке и решении философских проблем. До К. субъективное начало
рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию. К. ставит задачу
установить различие между субъективными и объективными элементами знания в
самом субъекте. К. переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии
ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Теорию познания К.: Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на
органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения
упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем.
Т.о. формируются восприятия, которые носят субъективный характер.
Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает
этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Т.о., вещь сама по себе
через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка явилась субъекту,
и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют
в сознании субъекта, К. называл явлениями. Человек, по мнению К., может знать
только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства
вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Поэтому вещи сами
по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными,
нераскрытыми.
Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за
пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму.
Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью
рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у К. - это не
сверхчувственные сущности, а это представления о цели, к которой стремится наше
познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют
регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок
стремится к абсолют. знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства -
понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок
впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о
том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум
опирается на мнимые идеи, служит учение К. об антиномиях разума. Антиномии -
это противоречивые взаимоисключающие положения. Антиномии имеют место там, где
с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире
опыта, а о мире "вещей самих по себе". Этика. Противоречие
необходимости и свободы - не настоящее: чел. поступает необходимо в одном
отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел. есть явление среди др.
явл. прир. и в этом отнош. подчинен. необходимости. Но чел. также и
нравственное сущ., субъект нравственного сознания. Как нравств. сущ. чел.
принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств.
закон К понимает как безусловное предписание. З-н этот требует, чтобы каждый
поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав. для всех.
Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравст. з-ну. К.
стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Противоречие между мор. повед.
чел. и результатом этого поведения в эмпир. жизни не мирится с нашим
нравственным сознанием, кот. требует справедливого соответствия. Не находя его
в мире явлений, нр. сознание вынуждено верить, будто соотв. осущ. в мире
“умопостигаемом”. Сущ. понятий как свобода, бессмертие и бог объясн. по К.
верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но
есть необх. постулат. или требование “практического разума”.