Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Высшим достижением нем. кл. фил.
являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.
в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал
попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение
философии Г. заключалось в том, что в ней в систематической форме было
изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический
метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как философскую науку,
обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности
развития объективной действительности. В особенности же Г. стремился
исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического
способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и
основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в
идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и
количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество
плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1.
Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении
количественных отношений после определенной стадии происходит изменение
качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание
отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью
его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого
объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Развитие
происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина
развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально
тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие -
противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или
компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет
никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно - действительно,
а все что действительно – разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в
выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1.
субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух.
Абсолют является в этих трех ипостасях.
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм. Тождество бытия и мышления
служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против
агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его
система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил.
права и этику, фил. государства и гражданского общ., фил. религиии и
эстетику, историю философии и фил. истории и т.д.
Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на
бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а
целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится
последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил.
Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между
конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не
явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее
развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее
отчуждения.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,
античную и германскую.