Волюнтаризм – направление философской мысли, преаеувеличивающее значимость
волевых начал в деятельности людей, предполагающее возмождностьт строить и
перестраивать общественные процессы в соответсвии с наиболее привлекательными
проектами, моделями, идеологиями.
Иррационализм - нечто противоположное рационализму. В первой половине 19 века
положение меняется. Два течения философской мысли: философия науки, второе
течение - иррационализм. Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта.
Сторонник волюнтаризма. Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и
материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на
основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и
субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане
появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет
объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм
представлений происходит на уровне живой природы. Вторая составляющая мира -
воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление
возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает
стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3.
химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная
воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный
резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит
агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне
неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так
как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир.
Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так
устроен мир. Философия глобального пессимизма. Говорил о буддизме (минимум
деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне
негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек
может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за
того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в
результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои
потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла.
Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь
развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по
природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является
высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот,
ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова
затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке,
отражает динамику культуры.