Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник
феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как
возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
По Гуссерлю, феноменология – это «строго научная философия» о феноменах
сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия», о
«самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от
эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется
с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В
результате из рассмотрения исключаются (или «заключаются в скобки») весь
окружающий мир, существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о
существовании того, что является предметом исследования. Такая редукция
являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по
своей сути является наукой факта – предельно обобщенного и идеализированного.
Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательной, наукой. Он
выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в
психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему
содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине,
которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она
невозможна. В с воем труде «Логические исследования» Гуссерль говорит, что
логические законы не психологичны по природе, тем самым критикуя психологизм.
По Гуссерлю, науки о природе и обществе непрерывно нуждаются в определенном
философском обосновании. В «Логических исследованиях» Гуссерль так определил
объект, цели и метод философии: ее основной объект – это научное знание и
познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение».
Решающая проблема теории познания – проблема объективности познания.
Философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и
математика и завершает чисто подлинное теоретическое познание. Философия –
наука о феноменах сознания.
Гуссерль призывал к свершению «эпохе» - воздержанию от какого-либо
утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство
сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет.
Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на
предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-
психологических, социальных и иных фактов. Т.о. Гуссерль стремился решить
гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана
служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно
представителем духовного мира и трансцендентального мира сущего. Хотя сами
сущности у него выступают как «значения», не обладающие собственным статусом.
В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий.
В последний период его жизни он обратился к идее «жизненного мира», что вело
его к философии жизни. Он выступал против господства сциентизма
(абсолютизации науки, прежде всего естествознания как единственного образца
собственного научного способа осмысления сущего). Идеи Гуссерля послужили
одним из источников экзистенциализма и герменевтики.