Философская герменевтика. Г. Гадамер.

 

Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым

классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать

памятники древней литературы. Основы герменевтики как общей теории понимания

были заложены Ф.Шлейермахером (1768-1834), который выделил в тексте

предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание

текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста,

т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения,

проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал

Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих

мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Предмет герменевтики - это

феномены понимания, которые лежат в основе духовно-практических ситуаций

живущего в Мире человека. Спецификой герменевтики является установление связи

и определенных отношений - понимания - между двумя субъектами понимания:

интерпретатора и интерпретируемого, принадлежащих, как правило, к разным

культурам, а если к той же самой культуре, то имеющих различные личностные

ориентации и установки.

Ганс Георг Гадамер (р.1900), немецкий философ, («Истина и метод», 1960).

Г., опираясь в своих воззрениях на Хайдеггера, предлагает рассматривать

герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как

учение о бытии, как онтологию. Во-вторых, Г. рассматривает герменевтику не в

качестве способности воссоздания аутентичного (авторского) текста, а в

качестве возможности продолжения действительной истории текста, в построении

каждым новом интерпретатором нового смысла, а по сути, собственного

Авторского Текста, источником которого Г. усматривает собственный -

герменевтический - опыт. Цель понимания, по Г., состоит не в должной

интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но

в активизации собственных мыслительных процессов через формирование

диалоговой вопрос-ответной системы. Интерпретация текста становится

продуктивной, творческой стороной герменевтического опыта. Герменевтический

опыт принципиально нетехничен и неметодичен, поэтому деятельность, в том

числе познавательная, лишь опосредовано связана с ним.