П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.

 

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая

расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,

что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности

не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим

принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который

всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и

тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов,

нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и

общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные

идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет

европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали

бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное

существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к

последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и

равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое

положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить

вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем

истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он

хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное

постижение вариативности конкретных исторических форм с точки зрения

раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.

Центральное место- осмысление сущности и основных процессуальных мотивов

историческго периода субъекта философствования.