Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических
исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического
социализма. Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением
религиозно-нравственных идей.
Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная
ориентированность философское осмысления судеб русской истории,
противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки
зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -
миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -
братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и
атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-
нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и
рабством, Христом и Антихристом.
В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только
источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или
бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь
человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть
тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для богочеловека надо
пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа.
Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть
одной слезы ребенка?
Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,
пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского трагический
элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным
совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он отстаивал необходимость
для России идти вперед в отличие от Запада мирным путем, без коренных
социально-политических потрясений.
Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти человека в
человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно разъяснял в
полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей эпохи) показать,
что человек не мертвый механический «штифтик» не «фортепьянная клавиша»,
управляемая движением чужой руки (и любых посторонних внешних сил), но что в
нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра
и зла. А потому человек в любых условиях отвечает за свои поступки. Любое
преступление неизбежно включает в себя нравственное наказание.