Русская религиозная философия начала XX века.

 

В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного,

божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа -

божественная мудрость. Отдельная вещь - частичное проявление всего в мире в

целом. Вершина мира - единое творческое ничто, соединение философского и

научного. В обществе это богочеловеческий союз лиц, определяющая цель

человечества, преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства

божьего». «Философия всеединства» - «оправдание добра», подготовка человечества

к переходу на высшую стадию эво-люции, на вершине которой возникает

«Богочеловечество».

Н.А.Бердяев (1874 - 1948) - личностное даёт начало и источник

космическому, вселенскому. Понятие объективного мира заменяется объективизацией

реальности, порождённой субъективным духом. Главное в человеке - внутренний

мир; личность - категория религиозного сознания; сущность человека - в

отношении к Богу. Необходимо обратиться к персоналистской философии человека,

проявлениям зла противопоставить этику творчества измеряемой не жизнью

человека, а вечностью и преображением. Человек постигает диалектику добра и зла

через страдание, мучение. Необходимо раскрытие Бога в человеке и человека в

Боге.

Н.О.Лосский (1870-1965): интуиция - целостное знание, охватывающее разум,

чувства и волю, постигающее сущность жизни. Принцип интуитивизма -

«органическое миропонимание», критическое отношение к материализму и

утверждение взгляда на мир как универсум, целостный и нерушимый. Познание -

уяснение соотношения мировых элементов, их гармонической связи и эволюции.

Познаваемый объект не зависит от акта познания. Органическое миропонимание

включает в единый процесс природное и социальное.

Булгаков С .Н. (1871-1944) Остро стоял вопрос о теории прогресса и

считал, что соц. идеал должен формулир. как религиозно-метаф. проблема. Такой

подход способствовал обращению к фил. “всеединства” Соловьева, стремившегося

создать систему ,в кот. наука, фил. и религия внутренне и органически связаны

друг с другом.

Булгаков идет от космоса к богу, основа его фил. построений лежат в

космологии, поэтому у Б. остается различия между абсол. и космосом. Мир

принадлежит самому себе, он действительно имеет в себе творящую и движущую

силу. Космо это есть живое, одушевленное целое, поэтому Б. выдвигает понятие

”душа мира”, кот. содержит в себе все, явл. единящим центром мира. Этика Б.

связывает существование зла с “ничто”,кот. врывается в осуществленное уже

мироздание как хаотизирующая сила. Б. признает что бытие в его свободе не

софийно, что и создает возможность зла.

Флоренский Павел (1882-1937). Основным законом мира Ф. считал принцип

термодинамики, закон энтропии, согласно которому мир стремиться к уменьшению

разнообразия, к уравниванию, а следовательно к смерти. Однако, энтропии

противостоит эктропия, упорядочивающие начала через культуру, которую Ф.

связывает с религией и верой способствует увеличение разнообразия, а значит

противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в мировоззрении Ф. занимает

Софиология - учение о Софии - премудрости Божией. Согласно последнему всякое

явление и сама материя мира неотделимы от духовного смысла, они софийны. Отсюда

проистекает символизм в фил. Ф. , задачу которой он видит в выявлении базисных

символов, из которых слагаются различные области реальности и культура.