Проблемы бытия. Основные формы бытия.

 

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания

объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть

всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем

вообще.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку

существования самые различные явления, предметы и процессы: природные

объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных

людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его

в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что

существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,

ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в

различных формах деятельности субъекта.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для

человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой

его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его

природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие

первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность

законам наследственности и природы.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в

способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,

удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах

и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием.

Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются

духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки).

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых побуждает

к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде.

Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и будет, он

непреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве непреходящего

бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы,

человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество равно

существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего

благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного,

непреходящего мира.