Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы,
общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и
обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни
первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного)
следствия. Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому из
факта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познания
и предсказания событий. Механический детерминизм - однозначная прич.
обусловленность => абсол. строгое предсказание. Индетерминизм –
методолог. позиция, в кот. отрицается как объективность прич. связей, так и
ценность причиных объяснений в науке. Действительность - творческий
итог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления,
необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятие
действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия:
действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объекта
есть переход от возможности к действительности. Возможность – это
будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной
определенности, но что может возникнуть и существовать, стать
действительностью. Во времени возможность предшествует действительности.
Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой
действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два
фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий.
Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное
событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно,
а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности. Вероятность –
это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полная
достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная
недостоверность, или невозможность события. Необходимое и случайное. В
мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может
быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно
не становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях может
быть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое с
неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимость
бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или
стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности
заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости
и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и
сами превращаются в необходимость. Причина и следствие. Когда одно
явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то
первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь,
всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в
действительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ни
начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается
следствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств,
взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, которая
из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними
и внешними. Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняя
характеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причины
осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены в
целенаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные,
т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованные
через промежуток. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются
определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления
данного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можно
изменять и способ действия причины и характер следствия.