На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры
и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.
мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение
о космосе.
Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.
Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он
замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот -
все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается,
никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.
В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до
перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до
конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в.
н.э.).
Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в.
Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является
чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество -
апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали
основу мира в едином, незримом бытии.
Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего
с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи).
Противоположность природе дух.
Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У
Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с
безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -
единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.
Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.
Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У
Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого
проистекает наш мир, как отражение.
Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека,
тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления –
дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует
существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая
осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.
Основные представители (до Сократа):
Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.
Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).
Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) – воздух.
Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.
Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей,
все изменяется.
Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,
скептик; единое и недвижимое –бог (природа).
Парменид (5 в., Элея) – разграничение рационального и чувственного.
Софисты – Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть
мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они
не существуют».
4. Ранняя греческая философия: милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит.
Специфика греч. ф. - стремление понять сущность природы, космоса, мира в
целом. Представителей милетской школы называли физиками.
Фалес (625-547 донэ) – родоначальник европейской науки и философии,
математик, астроном и политический деятель. Фалес выдвинул идею субстанции –
первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало
всего во воде. Фалес первый попытался найти физическое начало без посредства
мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и
превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Анаксимандр
(610-540 донэ) основная идея: бесконечность миров. Первооснова - айперон –
неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается
неизменным. Анаксимен (585-525 донэ). Первооснова - воздух, мыслил его
как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был
поставлен вопрос «Из чего?». Именно они положили начало собственно философскому
подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к
сущности всех вещей и явлений мироздания.
Пифагор (580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач.
эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть
аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер.
первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ.
порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка
постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из
противоположностей – чет., нечет. Однако их противоположности не переходят
друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и
переселения душ.
Элейская школа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода
стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно
изменяющееся целое.
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение
вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия - самая
динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако его диалектика, еще не
свободна от образно - метафорической формы. В интуитивном понимании развития
как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей
Гераклит продвинулся наиболее далеко. Диалектика у него не излагается в ясных и
упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.
Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили
внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.
Ксенофан (ок. 565-473 до н.э.) –философ, поэт – изложил свое учение в
стихах, осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения
«знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное
знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царить мнение», «людям не истина, а
лишь мнение доступно». Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие, оно есть
Единое, недвижимое.
Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ и политический деятель,
провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств.
Разграничивает истину (вслед за Ксенофаном), основанную на рациональном
познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас
лишь с видимостью вещей. Ф. разделил на ф. истины и ф. мнения, назвав
критерием истины разум. Центральная идея - бытие, соотношения мышления и бытия.
Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие
не возникло: оно непреходяще. Только Бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель.
Вся его жизнь - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как
диалектику. Опровержение движения в знаменитой апории «Ахиллес».