Опыте человечества.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может

делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели

жизни. Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным

пунктом в выработке того, что принято называть “основной” линией жизни,

подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то

общество в целом или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья.

Осознавая, что не вечен, человек начинает вырабатывать собственное отношение

к жизни и смерти. И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого

человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества. Поисками

ответа на этот вопрос занималась и занимается мифология и различные, и

религиозные учения, и искусство, и различные направления философии.

Философский материализм отрицает возможность личного физического бессмертия.

Марксизм исходит прежде всего из собственной ценности и самоцельности

человеческой жизни, которая предстает в ней не случайной и не бессмысленной,

поскольку индивид, личность рассматривается не только сам по себе, но и как

часть целого - человеческого общества. Маркс отмечал, что “индивид есть

общественное существо”. Поэтому всякое проявление его жизни является

проявление и утверждение общественной жизни. Человек не удовлетворяется

ситуацией, когда, как говорил Маркс, “самая жизнь оказывается лишь средством

к жизни”. Такая неудовлетворенность, нереализованность содержит в себе

побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому, признание,

назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности,

внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом

и заключается смысл жизни отдельной личности. Осознание человеком

неизбежности своей смерти, скорбь по умирающему содержит в себе трагические

мотивы. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он

оставил после себя добрые дела нужные и полезные, то он не чувствует себя в

одиночестве, покинутым, забытым и проблема личной смерти не выдвигается на

передний план. В настоящее время многие ученые ставят вопрос о том, чтобы

биология, наука о жизни, была бы дополнена новыми представлениями о биологии

смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм,

воззрений. С особой остротой обсуждается, например, “право на смерть” в

дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной

стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с

другой - ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. В

современных дискуссиях о праве на смерть имеют в виду не самоубийство, как

действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве

пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти.

Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить два

фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное

обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? В

этом случае возникает множество проблем связанных с индивидуальной свободой

личности с одной стороны, и возможностями злоупотреблений, с другой. Таким

образом, сегодня философские размышления о жизни оказываются необходимыми для

решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии,

медицины и здравоохранения. Научный гуманизм также имеет для человека

морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая и то, что относится к

культуре умирания. Реальный философский гуманизм дает идеал, определяющий

смысл человеческой жизни в ее индивидуальных и общечеловеческих параметрах.

Лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человека. Вопрос

о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной

природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а

также к возможности других форм жизни разума других внеземных цивилизаций в

бесконечной вселенной.