1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом,
воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки
зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу
диалектико-материалистической концепции истины образует учение об
абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины.
Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины
разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную
истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью
описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и
знаний о нем.
2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание
знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По
содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена
отображающимся в нем материальным миром. Три аспекта: 1) бытийственный -
фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина
обретает собственное бытие. 2) аксиологический - нравственно-этическая ее
наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. 3)
праксеологический - истина связана с практикой.
3. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма,
характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:
1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе
развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено,
уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется
неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие
представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому
научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного,
исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие
элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться,
заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед
в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы
абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной
истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина.
4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении
конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины
от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность
тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены
условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних
углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно,
например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина
всегда конкретна.
5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы,
теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная
практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с
помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности
масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на
практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы
проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те
или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в
эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической
обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется
опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем
логического доказательства в конечном счете опирается на практическую
проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее
рамках специально не доказываются.