Историко-материалистической модели социальной реальности.

Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества,

взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с

присущими ему объективными законами.Наличие определенных этапов как в

развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось

мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами

обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены

пороки, недостатки общества существующего.

Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал,

что историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некоторая

объективная логика. Ступени истории - это этапы самопознания мирового духа,

прогресс в создании свободы. При этом каждая ступень находит наиболее

адекватное выражение в духе определенного народа, который и реализует эту

ступень своей истории. Гегель выделял три таких исторических ступени и

соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир.

В основу его периодизации были заложены критерии, в известной мере отражавшие

логику исторического процесса. Одновременно он видел и всю сложность

отношений каждого исторического типа с реальностью: разные страны в разной

мере воплощают сущностные характеристики того или иного исторического

общества.

К.Маркс предложил метод исследования общества как социального организма,

развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных

органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и

виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и

развитие человечества представляет собою естественноисторический процесс

функционирования и смены качественно определенных типов общества, который

осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества

законами. К.Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии

исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного

типа общества к другому.

Типы ОЭФ по Марксу: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,

капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя

изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как

закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

Понятие ОЭФ позволяет: 1) отличить один период истории от др. и вместо

рассуждений об "обществе вообще" исследовать исторические события в рамках

определенных формаций; 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран,

находящихся на одинаковой ступени развития производства; 3) в противовес

теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных

явлений, а как исторический процесс – как результат влияния различных

факторов. Понятие ОЭФ позволяет рассмотреть чел. общество в каждый период его

развития как единый "социальный организм", включающий в себя все общественные

явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа

производства. 4) ОЭФ позволяет свести стремления и действия отдельных людей к

действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в

системе общественных отношений данной формации.

Понятие ОЭФ не дает конкретных знаний об истории той или иной страны,

отдельного региона или человечества в целом, он оно формулирует основные

теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного

анализа фактов истории.

Каждая ОЭФ имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в

каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс

мировой истории.