История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей
определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация -
универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и
лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества.
Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений,
социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную
жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных
социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной
жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического
процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа
единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной
жизни общества.
Четыре подхода в интерпретации понятия «цивилизации»:1) культурологогический;
2) социологический; 3) этнопсихологический; 4) географический. Влияет
географическая среда. В целом преобладает культурологический подход.
Цивилизационный анализ - средство изучения социальной системы наряду с
формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами.
Совокупность социокультурных факторов в их взаимодействии - механизм
функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в
этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах
жизнедеятельности данного человеческого сообщества. Цивилизация постоянно
развивается. Качество цивилизации определяется положением человека в
обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной
системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или
иное общество не в состоянии дать ответ на вопросы, которые возникают в
процессе исторического развития. Кризис цивилизации - невозможность ее
дальнейшего развития в прежних социокультурных формах, исчерпанность
последних для дальнейшего социального прогресса. Основы понятия цивилизации:
деятельностный подход, отводящий решающую роль в цивилизационном процессе
субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные трансформации в
современном обществе по-новому ставят вопросы общественного развития: о
качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных общностей
и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и др. На
этапе становления информационной цивилизации ее развитие осуществляется в
многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические
особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи,
религиозные верования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом.
Отличие информационной цивилизации от предшествующей техногенной цивилизации
состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных
границах, а на уровне межнациональных образований – суперэтносов. На
сегодняшний день российский народ одна из форм суперэтноса, состоящего из
целого ряда далеко не близких по своим этническим характеристикам народов.
Из-за многообразия форм современного цивилизационного процесса мировые
цивилизации делятся на: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую,
индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую.
Определяя нынешнее состояние и прогнозируя будущее человечества как результат
взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Процесс модернизации
современного общества на информационно-технологической основе происходит
различным образом в странах и регионах с различными национально-культурными
особенностями. Новая российская модель должна быть разработана и экономически
обоснована на реальных условиях и возможностях развития российского
материального и духовного потенциала с учетом мировых цивилизационных
тенденций.