Учение Демокрита.

 

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение

наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон,

доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к

неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества,

раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой

разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц,

они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за

частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не

бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не

обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же

время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был

разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие

вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств,

языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение А. системы -

сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все

сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения: Ощущения

представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким

усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются

основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во

мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает

реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф.

занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе

всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия

качеств совпадают с самими качествами.

Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он отрицает

наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на учение о

жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа

состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не

бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная

общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические

воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии

души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем.

Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от

воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.