Этика наука и ответственность ученого.

 

В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из

них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что

допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым

для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое

воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты,

приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"),

так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно

для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В

повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить

полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит

отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого

исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот

результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и

пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований

лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.

Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все

то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих

исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и

коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и

разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те

доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им

результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую

провести независимую проверку его результатов.

Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих ценностей:

1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления

повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна

оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний

тех, кто их формулирует.

2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием.

Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя

результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит

полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего

использования всеми коллегами.

3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск

истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения

денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться

как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой

проводятся исследования.

4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за оценку

доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама

оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей

работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы

как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение

к их результатам. Этические нормы охватывают самые разные стороны

деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований,

публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда

сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту

приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного

сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг

вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым

возможных негативных последствий для людей от использования обществом его

открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом

ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен

оценивать готово ли общество принять новое.