Исторические типы научной рациональности.

 

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает

глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических

типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной

цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической

науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно

организованном); неклассическая рациональность (соответствующая

неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как

этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем

появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего,

а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к

определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности,

направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично

представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая

в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки

применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие

в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной

глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте,

стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что

относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация

рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о

мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы

фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы

доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными

ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями

об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих

связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и

объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и

целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они

определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем

и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над

деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не

только с особенностью средств и операций деятельности, но и с

ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей

с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр

исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в

качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации

ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на

получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой

реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития

современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация

ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические

ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.