Концепция развития научного знания в критическом рационализме.

(Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

Томас Кун (1922) американский историк и философ науки. Наука -

социальный институт, в котором действуют определенные социальные группы и

организации. Главное объединяющее началом общества ученых Кун назвал

парадигмами. Парадигмы - признанные всеми научные достижения, которые в течение

определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их

решения. Парадигмы имеют как познавательную, так и нормативную функции. Они

дают ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации

этих принципов. Более низким уровнем организации научного познания, по

сравнению с парадигмой, является научная теория.

Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие

в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Позднее Кун называет парадигмы

дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к

определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из

упорядоченных элементов различного рода.

Дисциплинарная матрица по Куну состоит из следующих элементов:

1) символические обобщения или формализованные конструкции, используемые

членами сообществами ученых без разногласия; 2) метафизические

общеметодологические представления, концептуальные модели; 3) цементирующие

данное научное сообщество ценности; 4) образцы – признанные примеры.

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс,

сущность которого выражается в смене парадигм. Переход к новой парадигме не

может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент

значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера.

Карл Поппер. Методология верификации в науке построена на убеждении

абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место

старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Рост

знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории критичекий

рационализм. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от

фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.Если ученые пришли к

согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория

не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет

гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения.

всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма).

Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть

(фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит хотя бы

одному опытному факту.

Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма.

Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными

данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. в

отличие от науки, фил. не поддается фальсификации, то есть не имеет научного

характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не

обойтись. Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3)

мир объективной истины без познающего субъекта. Проблема понимания истины

рассматривается всесторонне – как соответствие объекта и любого его

обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит

идею объективной истины, механизм роста – метод проб и ошибок, предположений

и опровержений. Эта теория позволит решить три задачи: 1) избегать наивного

эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе немецкой

классической философии; 3) не впадать в иррационализм.