Жизнь и философствование Сократа.

 

В 5 вднэ на смену полит. власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла

власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений (нар.собрания и

суда), породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и

полит. красноречия, умеющих убеждать. Однако нерасчлененность тогдашнего знания

и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые

мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с

общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е.

мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в

своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки

зрения. Сократ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя много

учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также

выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был

привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди

не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников:

Ксенофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна

логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и

мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против

Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил.,

эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов

чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание

природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели

соответствуют взрослению души.

Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего

философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.

Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и

споров. Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий

в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и

ответов.

Знание - это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть

понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ.

единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть

безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению

понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы

изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а

беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора -

метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная ,

что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное

действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека -

когда его душа полна добродетелями.