Науки и философии.

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот

приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от

чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал

ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе она инертна и

пассивна. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она

отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает

предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар. делит сущности

на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и

у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи

актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность

форма. Т.о., Ар. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар.

– это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он

называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как

идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар. считает чистую, лишенную материи

форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего

космоса.

Усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное

объяснение. В соответствии с учением о сущности, Ар. проводит классификацию

причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят

вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя

сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. Действующие

или производящие – рассматривающие источник движения и превращения

возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей.

Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Ар. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может

произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией

(целеустремленная энергия, движ. сила превращающая возможность в действ-ть)

Ар. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.

Каждое бытие по Ар. содержит в себе внутренние цели. Т.о., понятие энтелехии

вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного

творца). Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар., присуща

лишь живому существу. Ей обладают только растения, животные и человек.

Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для

живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к

приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар.

определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает.

Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен

и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного

– это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие

аристотелевской этики – добродетель. Ар. разделял добродетель на два главных

вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).

Логика (аналитика) по Ар. - наука о доказательстве, а также о формах

мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Ар. главное

значение придает достоверным и необходимым выводам. На первый план выдвигает

движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало

внимания. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог

(перводвигатель). Одним из важнейших принципов является учение о

целесообразности в природе. Этот принцип распространен на все бытие и даже на

бога.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он

считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия

и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и

демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя

демократия.