ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ

Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФΙΛΙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой природы — так учил Пифагор.

Слово «любовь» (ФΙΛΙА, ФΙΛΙН) по Пифагору охватывало отношения родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, друзей и товарищей (ГONEYΣI ПРОΣ ПАΔАΣ KAI АΔЕΛФОΙΣ ПРОΣ АΔЕЛФОΥΣ KAI ГYNAIΞI ПРОΣ ANΔPAΣ KAI ETAIPOIΣ ПРОХ ETAIPOYΣ). Эта любовь — отношение к предмету любви (EΘANE ΔАМАР, ЕΛΙΠЕ ФΙΛΙАN), отношение союзников и братьев по оружию (ФΙΛΙА KAI ZYMMAXIA), пристрастие, склонность, стремление к выгоде, мудрости и прочим абстракциям (ФΙΛΙА TOYΣ KEPAOYΣ, ФΙΛΙА THE ΣОФΙАΙ).

Пифагор всю жизнь проповедовал дружеское полюбовное согласие (ФΙΛΙКН ΣΥΜΦΩΝΙA) всех со всеми, даже с неразумными животными, которое достигается через справедливость, природную взаимосвязь и общность, через здоровье и здоровый образ жизни, благоразумие.

Полюбовного согласия всех со всеми по Пифагору можно достигнуть следующим образом:

■ богов с людьми — через благочестие и литургию1;

■ разумной части души (умственной, рассудочной) с неразумными ее частями (пылкой) — через философию и умозрение;

■ души с телом — через правильный образ жизни, телесное и душевное здоровье;

■ людей друг с другом: мужа с женой и домочадцами, братьями и сестрами — через неискаженные взаимоотношения; сограждан — через твердую законность; разных народов — через истинное знание ими природных свойств друг друга (ОРΘН ФYΣIOΛOГIA).