ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма.

ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма. О. характери­зует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воз­действующих на них явлений. Тин, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а так­же способом их взаимодействия с отражаемыми явлени­ями. Вне и независимо от взаимодействия О. не сущест­вует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реак­циях. Между структурой отражаемого явления и отобра­жением как результатом процесса О. существуют отно­шения изоморфизма или гомоморфизма. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатыва­лась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В раз­работке теории О. выделяются две концепции: функцио­нальная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объек­тах есть лишь предпосылки свойства О., но не его актив­ное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на все­общности свойства О. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уясне­ние соотношения категории О. с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобаль­ного эволюционизма в науке и такой дисциплине, как си­нергетика. В современной биологии категории и принци­пы теории О. вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформули­рован принцип опережающего О. как важнейший регу­лятор становления и развития любой функциональной системы. (См. также Истина.)

Е.В. Петушкова

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу,

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящую­ся выше своих творцов и подавляющую их. В концепци­ях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности

в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и оп­редмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся ра­бом потому, что весь объем его деятельности был от­чужден господину. В концепции О. Маркса, осущест­вившего главным образом анализ явлений О. труда, бы­ла сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трак­товалось как продукт определенных общественных от­ношений — отношений собственности. По Марксу, каж­дый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, кото­рые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а пре­одоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество­ведении и человековедении 20 в. на первый план в изу­чении проблем О. вышел вопрос о "машинизирован­ном", экстенсивном растрачивании человеческих и при-

родных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро­ванных на качество жизни форм производства, экономи­ки, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их саморе­ализации и развития, так и важность преодоления "само­отчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качест­ве главной причины того, что бездомность и отчужден­ность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "госпо­дин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" че­ловека в мире, и на первый план выходит проблема акту­ализации потаенных, сокровенных горизонтов и возмож­ностей бытия людей. Отражая спонтанность как значи­мый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролиру­емости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.

A.A. Грицанов