ГЕМПЕЛЬ (Hempel) Карл Густав (1905—1997) — немецкий логик и философ науки, представитель неопо­зитивизма.

ГЕМПЕЛЬ(Hempel) Карл Густав (1905—1997) — немецкий логик и философ науки, представитель неопо­зитивизма. Член Общества эмпирической философии (Берлин), участник Венского кружка. В 1934 эмигриро­вал в Бельгию, позднее — в США (1937). Основные тру­ды: "Мотивы и охватывающие законы в историческом объяснении" (1942), "Аспекты научного объяснения и другие эссе о философии науки" (1965), "Философия ес­тествознания" (1966), "Логика научного исследования" (1972). Рассмотрение формальных представлений тео­ретических процедур научного знания подтолкнуло Г. к изучению проблем подтверждаемости гипотез, объясня­емости эмпирических предложений и т.д. При решении этих проблем (с применением формализмов индуктив­ной логики), а также некоторых логических проблем те­ории вероятностей Г. отказался от многих положений исходной неопозитивистской программы, ориентиро­вавшейся на идеал научного знания, в котором бы логи­ческий строй научных теорий образовывался на основе языков, синтаксис и семантика которых приводима к взаимно однозначному соответствию, причем аспект прагматики полностью бы игнорировался (как оказа­лось впоследствии, такой идеал недостижим). Однако в "дилемме теоретика" Г. показал, что редукция в логиче-

ском позитивизме теоретических предложений к значе­нию некоторой совокупности предложений наблюдения или к значению одного такого предложения обессмыс­ливает теоретические понятия. В данном случае теоре­тические понятия могут быть отброшены, чего никак не следует допускать. Такая критика, инициированная Г., наряду с критическими высказываниями других ло­гиков повлияла на трансформацию неопозитивизма в философскую логику. Вклад Г. в логику определяется введением и обоснованием двух видов объяснения: дедуктивно-номологического и индуктивно-номологического. Общая схема двух данных разновидностей номо­логического объяснения состоит в том, что для объяс­нения некоторого феномена его подводят под какой-то "охватывающий закон", который выступает в качестве объясняющего положения (эксплананта) — в результа­те феномен оказывается объясняемым положением (экспланандумом). При дедуктивном объяснении экспланандум следует из эксплананта логически (дедук­тивным образом). При индуктивном объяснении роль "охватывающего закона" выполняет вероятностная ги­потеза, поэтому экспланандум следует из эксплананта с некоторой вероятностью. Так, схема дедуктивно-номологического объяснения сводится к импликации: "если для всякого феномена X выполняется условие F, то для него выполняется и условие G". Иначе, во всех случаях, когда реализовано определенное сочетание условий F, возникает некоторое событие G — отсюда отношение между F и G возможно фиксировать как импликацию (отношение логической выводимости). В схеме индуктивно-номологического объяснения учитывается веро­ятность, при которой условие F имплицирует условие G для данных феноменов X. Событие G появляется с не­которой вероятностью, поэтому в данном случае имеет место не логическая импликация, а вероятностная ме­ра, которое тем ближе к единице, чем ближе индуктив­ное отношение к логической импликации. Два выше­описанных способа объяснения удовлетворяют "усло­вию адекватности": объясняется только реальное собы­тие как явление, имеющее эмпирическую верифика­цию. Две схемы номологического объяснения предпо­лагают, что экспланант дает информацию, применяя ко­торую, возможно полагать, что событие, описываемое экспланандумом, действительно имело место. При дедуктивно-номологическом объяснении вначале обосно­вывается ожидание какого-либо события, а затем объяс­няется его появление. При индуктивно-номологическом объяснении появление события предшествует оп­равданию возможного его ожидания (отсюда и вероят­ностная форма данного вида объяснения). Одни помо­логические объяснения могут включать в себя другие. Если аспекты, объясненные в некотором ряду, пред-

ставляют собой подмножество аспектов, объясненных в другом ряду, то объяснение второго ряда вбирает в себя объяснение первого, — второе множество экспланантов более полно по сравнению с первым. Различие "охваты­вающих законов" исторических наук и естествознания детерминирует различие в способах применения двух схем номологического объяснения, однако, по Г., и в ис­тории, и в естествознании любое объяснение протекает согласно этим схемам. Поэтому Г. критиковал У.Дрея, полагавшего, что объяснение человеческих поступков целями имеет особую логическую структуру, отличную от схемы объяснения "охватывающими законами", и может широко применяться историками. По У.Дрею, для мотивационного объяснения, включающего в себя различные виды объяснения с позиции идей и целей, необходимо воспроизвести расчеты действующего лица в выборе средств для реализации поставленной цели с учетом конкретных обстоятельств. Оправданность по­ступка, благодаря подведению его под цель, в условиях существующих обстоятельств свидетельствует о том, что этот феномен может получить соответствующее объяснение. Схема мотивационного объяснения имеет следующую форму: "В ситуации типа F следует делать G", или, в развернутом виде, "Деятель А находится в ситуации типа F. В ситуации типа F следовало сделать G. Поэтому деятель А сделал G". По Г., объяснение то­го, почему действие возможно характеризовать как ра­циональное (что зафиксировано в эксплананте "в ситу­ации типа F следовало сделать G"), не является подлин­ным объяснением, раскрывающим смысл самого свер­шившегося факта действия, так как по отношению меж­ду экспланантом и экспланандумом подобные мотивационные объяснения не являются объяснениями логи­ческими. Поэтому модификация схемы У.Дрея: "Дея­тель А находится в ситуации типа F. В то же время он являлся рационально действующим лицом. Любое ра­циональное существо в ситуациях подобного типа обя­зательно (или же с высокой степенью вероятности) де­лает G." будет отвечать логической структуре номоло­гического объяснения. Г. полагает, что в целях объясне­ния возможно применять исключительно логические связи. С аргументированной критикой этого тезиса вы­ступил позднее фон Вригт, который предложил приме­нять в процессе объяснения помимо логической необ­ходимости различные виды "естественной необходимо­сти". Заслуги Г. перед логикой состоят главным обра­зом в разработке и теоретическом обосновании схем номологического объяснения, расширенных позднее фон Вриггом идеей о привлечении "естественной необ­ходимости" в качестве отношения между экспланантом и экспланандумом.

А.Н. Шуман, C.B. Силков