Древнегреческий мыслитель Сократ, которого называют первым учителем европейского человечества, первым попытался сформулировать основные моральные принципы.
Сократ был удивительным человеком, он не писал философских произведений — он жил так, как учил. Таких примеров в истории мировой философии мало, очень немногие делали своей философией свою жизнь. Сократ бродил по улицам Афин, сопровождаемый учениками, вступал в споры со встречными и, как правило, высмеивал их, иногда добродушно, иногда довольно зло. Например, он мог спросить встреченного знакомого:
—Слышал я, друг мой, что ты очень умный!
—Да уж дураком себя не считаю, Сократ, — отвечал знакомый.
—А знаешь ли ты, что такое добро и зло?
—Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!
—Тогда скажи: обман, — это зло ?
—Несомненно!
—А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство слад
кое, лишь бы он его выпил — это зло ?
—Да вроде нет.
—А убийство, конечно, зло ?
—Еще бы!
—А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью, — это зло?
—Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.
—Ничего ты не думал раньше, — говорил ему Сократ, — ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть, начнешь задумываться.
Сократ своим философствованием старался показать, что помимо отдельных добрых или злых поступков существуют и добро само по себе, добро вообще, и зло само по себе. Так же как существует благо вообще, красота вообще, любовь вообще, — как некие общие начала мира, как идеи, познав которые мы и можем стать моральными существами. Сократ своим учением выразил также тот факт, что появился новый человек, появилась мораль, идущая не от инстинкта, а от разума. Все, что не от меня, все, что я не преломил через свою душу, через свои сомнения, — все недостоверно. Откуда я знаю, зачем нужно делать то добро, которого ждет от меня общество, может, это вовсе и не добро? Все, что говорят мне со стороны общества, государства, класса, начальства, все это я должен подвергнуть сомнению — а вдруг все это ложь? Я должен во всем сомневаться, я должен сам прийти к тому, что такое добро и зло, что такое счастье и что такое беда. Сократ говорил, что мудрый человек никогда не делает ошибок: если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, велика вероятность того, что он не ошибется. Мудрость — это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли.
Но те люди, над которыми он насмехался, обвинили Сократа в том, что он растлевает молодежь: раньше молодежь верила своим отцам, верила старшим, безоглядно верила во все идеалы и ценности, а теперь во всем сомневается, никому не верит, никого не слушается. И Сократа приговорили к смерти. Приходили друзья, говорили, что наготове стоит корабль, что нужно бежать, но Сократ остался в тюрьме. «Если я убегу, — говорил он, — то все решат, будто все, что я проповедовал, это только болтовня, от которой я отказался. Но я должен своей смертью подкрепить свое учение». Так он и умер, выпив чашу с ядом, до самого конца оставался в ясном сознании, беседовал со своими учениками.
Образ Сократа — яркий пример того, что «невидимые» человеческие качества — добро, зло, добродетель, мужество, честь — на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, тот материал, из которого человек строится. И материал этот гораздо более прочный, чем наши кости, мускулатура, наше тело в целом.Сократ погиб очень давно, но он гораздо живее многих наших современников, потому что то, что он сделал и сказал, еще и сегодня живет в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании своего места в мире. После вынесения смертного приговора Сократ предупредил и своих судей и всех афинян, что скоро их будут обвинять в том, что они убили известного мудреца. Меня многие не любили, говорил Сократ, за то, что я не давал людям спокойно жить, призывая задуматься о том, зачем они живут и как надо жить, чтобы быть людьми; благодаря моим усилиям многие находили истинный путь в жизни, старались жить осмысленно, старались не поддаться нравственной порче. «От смерти уйти не трудно, о мужи, а вот что гораздо труднее — уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть. И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные, — тем, что идет проворнее, — нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду; и я остаюсь при своем наказании, а они — при своем. Так оно, пожалуй, и должно было случиться, и мне думается, что это правильно».(Платон. Апология Сократа // Платон Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 93-94.)
После Сократа развивать его моральное учение пытались сразу несколько философских школ. Среди них главные: киники и киренаики.