Киренаики.

Киренская школа названа по имени города Кирена (Северная Африка). Свою философию они основывали на принципе удоволь­ствия и стали основоположниками гедонизма. Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение к страданиям. Отсюда критерий поведения — делай только то, что приносит удовольствие. Надо только не быть рабом удовольствия. Мудрость состоит в том, чтобы, пользуясь жизненными благами, господствовать над ними, а не подчиняться им. Нужно быть свободными от внешних благ и не реагировать на неприятности слишком болезненно. Самым извест­ным киренаиком был Аристипп, основоположник гедонизма.Рас­сказывают, что когда сиракузский тиран Дионисий I плюнул в Аристиппа, жившего у него при дворе, тот стерпел, а на упреки ответил: «Рыбаки подставляют себя морским брызгам, чтобы поймать мел­кую рыбешку; но почему я не могу вынести брызг слюны, желая поймать большую рыбу?» Диоген называл Аристиппа «царским псом», но тот вовсе не заслуживал подобного презрения, ибо нико­гда ничего не принимал всерьез, любил роскошь, но совершенно равнодушно с ней расставался, как и с деньгами, никогда не был ничьим слугой и ничьим подданным. Он смотрел сверху вниз на тех, чьими милостынями пользовался, словно играя в забавную игру, которую можно прервать, когда захочется Аристипп твердо знал: все на свете суета и ложь, все видимость, все в конце концов проходит, и человек остается в своей первозданной наготе и скудо­сти. Сила, управляющая нами, наша власть, наша судьба — в нас самих, человек сам определяет свою жизнь и тем успешнее, чем лучше овладел философией.

 

Гегесий (ок. 320—ок. 280 до н. э.) весьма своеобразно интерпре­тировал наследие Аристиппа. С его точки зрения, всякое удовольст­вие всегда так или иначе сопровождается неудовольствием: нераз­рывно связаны наслаждение и боль, вкусная еда и пресыщение, ин­тересные занятия в конце концов разочаровывают. Иначе говоря, чтобы жить безболезненно, надо жить без наслаждения; чтобы не знать огорчения, надо не знать любви. Но поскольку наслажде­ние - высшее состояние и высшая ценность, то жизнь без наслаж­дения невыносима, и лучше умереть. Поэтому он и проповедовал самоубийство. Говорят, что после лекций Гегесия многие тут же кончали с собой. Моральная философия киренаиков — типичный пример гедонизма.