Эпикур (341—270 до н. э.) написал более 300 трудов, в том числе «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «О судьбе» и др. В расцвете своей славы Эпикур купил в Афинах дом с садом и там поселился со своими учениками. Так возник знаменитый «Сад Эпикура», над входом которого было начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо». «Сад» Эпикура — это замкнутое товарищество единомышленников.
Эпикур был наиболее ярким представителем эвдемонизма и также считал, что смыслом жизни является наслаждение.Выше мы уже говорили о различии между гедонизмом и эвдемонизмом. Когда мы можем жить, наслаждаясь? Только тогда, когда у нас ничего не болит, ничто нам не грозит, когда у нас есть кусок хлеба и крыша над головой. Наслаждение понималось Эпикуром весьма скромно: «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко». У человека, полагал Эпикур, есть два врага: страх и надежда». Страх перед богами и страх смерти. Но богов бояться глупо: боги слишком высоко и никогда не вмешиваются в человеческую жизнь. Смерти также бояться глупо, поскольку с ней мы не сталкиваемся никогда: пока мы живы, говорил Эпикур, смерти нет, а когда смерть пришла — нас уже нет. Надежда — более сильный враг: человек всегда надеется, что жизнь завтра станет лучше, что он достанет или выиграет много денег (как писал в своих дневниках А. П. Чехов, у русского человека одна надежда — выиграть в лотерею сто тысяч), новый правитель будет мягче и умнее, люди перестанут быть такими жестокими и глупыми. Ничего в этом мире не изменится, считал Эпикур, все останется таким, каким было всегда. Измениться должен ты сам. Ты должен достичь невозмутимого спокойствия (атараксии — греч.) и тогда тебе не будет дела до умных или глупых правителей? до богатства или глупости других людей.
Роскошь, по Эпикуру, слаще всего для тех, кто меньше всего нуждается в ней, все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее — трудно достижимо. Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.
Дело не в природе вещей, а в наших желаниях, которым мы придаем слишком большое значение. Согласно Эпикуру, желания бывают трех видов: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) не естественные и не необходимые. Естественные и необходимые желания — те, которые избавляют от страданий, например питье при жажде; естественные, но не необходимые — те, которые только разнообразят наслаждение, но не снимают страдания, например роскошный стол; не естественные и не необходимые — например венки и почетные статуи.Вообще неестественно все чрезмерное. Так, богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. «Бедность, измеряемая целью природы, есть великое богатство, а неограниченное богатство есть великая бедность». Как бы ни были приятны наслаждения тела, но наслаждения души более значительны, ибо душа живет не только настоящим, но и прошлым и будущим. Главное — быть хозяином собственных желаний, укротителем своих страстей, и тогда отпадут многие из сложностей и забот, которые обычно омрачают наше существование. Стремление к счастью, к наслаждениям — яркий признак эвдемонизма. Но эвдемонизм Эпикура можно назвать разумно ограниченным эвдемонизмом.