Лекция_7 . Философия иррационализма XIX -начало XX века

Лекция_7 . Философия иррационализма (XIX -начало XX века)

 

ВXVIII и первой половине XIX веков благодаря бурному развитию науки в философии определилась тенденция объяснения мира, исходящая из возможностей человеческого разума. Усилиями Декарта, Спинозы, Лейбница, Гегеля утвердился рационализм как философское направление, признающее разум основой познания природного и социального мира, а также основой поведения и деятельности людей. «Все действительное разумно, все разумное действительно», - провозглашал Гегель. Вера в неограниченную силу человеческого разума, в колоссальные возможности рациональной деятельности человека составляла характерную особенность философии этого периода времени.

Однако к середине XIX века, рационализм и рациональные методы объяснения окружающего мира начинают давать сбой и порождать сомнения в способности позитивно решать актуальность проблемы человека и общества.

Тезису рационалистов о разумности мира некоторые философы противопоставили противоположным ему тезис о том, что мир неразумен, что человеком управляет не столько разум, сколько инстинкт, слепая воля, страх и отчаяние.

Всё это побуждает задуматься над действительными возможностями разума и науки. Последующие события в Европе и Америке, в частности, наполеоновские войны, многочисленные политические перевороты, революционные события 1848 г., заставляли еще больше задуматься в разумности всего происходящего в обществе.

Неудивительно, что наиболее проницательные ученые и философы в этой ситуации вдруг заговорили о сомнительности общественного прогресса, об иррациональности истории и самой человеческой души.

К таким мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр(1788 -1860) и Серен Кьеркегор(1813 - 1855). Их учения демонстрируют резкое изменение философской проблематики, появление так называемой постклассической философии, которая радикально пересмотрела те решения проблем смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, его духовной структуры, которые предлагала немецкая классическая философия и, шире, рационалистическая философская традиция, господствовавшая с начала Нового времени.

Иррационализм, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и деятельности человека. Он делает основой миропонимания нечто недоступное разуму и иноприродное ему (волю, интуицию, инстинкт, мистическое озарение, чувства, «бессознательное» и т. п.), утверждая неподдающийся логике и иррациональный характер самого бытия.

С. Кьеркегор.Большинство современных ему философов, писал он, «соорудив помпезный замок, сами удаляются отдыхать в уютный амбар».

Отчего же они не хотят жить в построенных ими монолитах-системах?

Этот вопрос есть одновременно обвинение». Он был убежден, что никакая философская система не способна объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и отчаяние человека. Существование реального человека нельзя свести к системе понятий: «В условиях, когда вокруг - система на системе, моей системой стало: о системе более не упоминать».

Ошибка философов-рационалистов, по его мнению, состояла в том, что они сосредоточились на всеобщих характеристиках человека, на сущности человека вообще. Конкретный человек при этом терялся. Кьеркегор изменил точку зрения: вместо эссенциалистского (от лат. слова «эссенция» - сущность) подхода к человеку он предложил подход экзистенциалистский (от лат. «экзистенция» -существование), т. е. сосредоточился на конкретной личности, ее неповторимой жизни и судьбе.

Что же главное в экзистенции, что выражает внутреннюю специфику личности? Человек проявляет себя как неповторимую личность, становится самим собой в ситуациях, когда пред ним встает проблема выбора одной из возможностей, и только от него зависит ее решение. Поэтому главное - свобода воли, выбор, «или - или», а вовсе не гегелевское «и - и» (примирение и учет обеих противоположностей).

В отличие от природы, где действует необходимость, история - это царство свободы. Человек сам выбирает свое бытие. Все одинаково возможно, в том числе может произойти нечто гораздо более ужасное, чем есть в данный момент. Чистое переживание возможного есть страх. Будущее и страх сопряжены друг с другом: страх характеризует отношения человека с миром. Отношение же человека самим с собой характеризуется отчаянием от непонимания своей сути. Таким образом, с точки зрения этого классика иррационалистическои философии человеческое существование описывается в таких понятиях, как «возможность», «страх», «отчаяние». Философия Кьеркегора легла в основу философии жизни и экзистенциализма.

Показательно, что в истории имел место факт непосредственного столкновения двух людей, олицетворяющих рационализм и иррационализм. А. Шопенгауэрпосле окончания университета устроился на работу к самому Гегелю, в то время - ректору университета, философу в зените славы. Причем Шопенгауэр назначал свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель. Разумеется, его ждал полный провал, после чего он никогда больше преподавательской деятельностью не занимался, хотя и не очень об этом жалел.

В 1818 году Шопенгауэр издал главный труд своей жизни - «Мир как воля и представление», который настолько опередил свое время, что была замечен и понят лишь к концу жизни философа, а тогда автор был вынужден забрать из издательства и десятилетия хранить у себя дома почти весь тираж.

По мнению Шопенгауэра, Гегель - «убийца истины», сделал из философии служанку государства. Как можно всю историю упрятать в клетку логических категорий, если жизнь -страдания, история - цепь случайностей, а прогресс -иллюзия? Слепая и иррациональная «Воля», а вовсе не «Разум» правит историей и жизнью людей.

Название его книги можно разделить на две части, первая из которых демонстрирует нам учение Шопенгауэра о внешних проявлениях, феноменах мира, а вторая - о сути мира: 1. «Мир- это мое представление».

Есть одна истина, значимая для любого живого мыслящего существа - она в том, что «нет ни солнца, не земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, чувствующая тепло земли». Окружающий мир дан нам только в представлении (он своего рода «мираж», «иллюзия»), т. е. всегда и только в связи с тем, кто его воспринимает. Никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть сами по себе. «Вещь в себе» доступна лишь интуитивной догадке, на которую большинство людей не способно. Людей же способных к интуитивному прозрению продвинуть к знанию о мировой сущности может то, что эта сущность выступает вестником самой себя. Эта сущность есть Мировая воля.

Мир - это воля».

Мировой воле присуща еще и «нелепость». Она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Мировую волю не интересует ни прошлое, ни… Воля устремленная на реализацию своей мощи так, что в своих проявлениях сама…

Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Эти стремления связывается философом с низкой интеллектуальной активностью человека. «Человек, с богатым внутренним миром, -отмечает философ, -… Но почему даже в случае достижения целей «веселого времяпре- провождения» наступает скука? Потому, что не наделенному природой каким-либо талантом досуг в тягость, так как он…

Фрейдизм и неофрейдизм.

Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Физика, химия, биология оказались авангардными областями… И семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке. Но осуще­ствлению… В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет получил степень доктора…