Анаксимен

Согласно сложившейся традиции, за Фалесом должен следовать Анаксимандр, но есть определенные основа­ния для того, чтобы предоставить это место Анаксимену. Соображения, по которым это может быть сделано, зак­лючаются в следующем: во-первых, такая последователь­ность установлена самым универсальным и надежным из античных мыслителей - Аристотелем; во-вторых, фи­лософские взгляды Анаксимена представляют собой развитие идей Фалеса, тогда как философия Анаксимандра была совершенно самостоятельной. Следует заме­тить, что при расстановке философов ионийской школы по хронологическому признаку, обыкновенно выходит так, что ученик не только расходится во взглядах со своим учителем, но и возвращается к идеям наставника своего учителя. И согласно такой расстановке, именно Анаксимандр следует за Фалесом, по отношению к которому он составляет совершенную противоположность по идеям, между тем как Анаксимен, развивающий лишь принци­пы Фалеса, оказывается учеником Анаксимандра. Но следует принять во внимание, что жизнь и деятельность четырех философов: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Анаксагора, располагаемых обыкновенно друг за дру­гом, как учителя и ученики, пришлась на отрезок време­ни длительностью около 212 лет, то есть захватила всего 6 или 7 поколений; уже отсюда можно судить о значе­нии этой издавна установленной взаимной преемственности между упомянутыми философами.

Несомненно, что при изложении истории философии всегда признавалось важным сохранять только имена великих мыслителей; те же, кто использовал чужие идеи для каких-либо применений, или только развивал их, впол­не справедливо предавались забвению. На этом же прин­ципе и построено настоящее сочинение, и потому, можно предположить, что ни у кого не вызовет недоумения сам факт помещения рядом с Фалесом Анаксимена, не как его ученика, но как его исторического преемника, как человека, который, продолжая нить философского иссле­дования, оставленную Фалесом и его учениками, пере­дал ее своим преемникам в усовершенствованном виде.

О жизни Анаксимена почти ничего не известно, за исключением лишь того, что он родился в Милете, веро­ятно, в 63-ю Олимпиаду (529 г. до Р. X.), а по некоторым другим данным в 58-ю (548 г. до Р. X.); определить точно год его рождения невозможно. Утверждают так­же, что именно он открыл с помощью гномона1 наклоне­ние эклиптики.

1 Гномон - древнегреческий астрономический инструмент, представляющий собой перпендикулярно воткнутый на горизон­тальной площадке стержень, непрерывно изменяющаяся длина тени которого давала возможность вести отсчет времени и определять моменты равноденствия и солнцестояния.

Анаксимен, хотя и следовал методу Фалеса, однако, не был совершенно удовлетворен его учением. Вода, по его мнению, была вовсе не самой важной стихией. Он чув­ствовал в себе самом присутствие чего-то такого, что двигало им, - он, правда, не знал как и почему, - чего-то высшего, нежели он сам; невидимого, но постоянно да­вавшего знать о себе; он назвал это своей Жизнью. Этой его Жизнью, как он полагал, был воздух. И верно, не находился ли и вне его, так же как и в нем, этот вечно движущийся, никогда не исчезающий невидимый воздух; не составлял ли воздух, находящийся в нем и назван­ный им Жизнью, часть того воздуха, который был вне его, И если да, то не был ли этот воздух началом всего сущего?

Изучив мир вокруг себя, он нашел, как он полагал, подтверждение своей догадке. Воздух, думал он, распрос­транен повсеместно, а Земля покоится на нем в виде широкого листа. Все образуется из воздуха и все обра­щается в него. Когда человек вдыхает воздух, он вбира­ет в себя частицу мировой Жизни. Воздух питает чело­века также, как и все существующее.

Для Анаксимена, как и для большинства древних, воз­дух, вдыхаемый и выдыхаемый, был настоящим источни­ком жизни, который удерживал в связи все разнород­ные вещества, входящие в состав тела, и сообщал им не только единство, но и силу, жизненность. Вера в живой мир, - то есть представление о вселенной, как об организ­ме, - весьма древнего происхождения, и Анаксимен, исхо­дя из явлений индивидуальной жизни, точно также при­шел к идее всемирной Жизни, поставив и ту, и другую жизнь в зависимость от воздуха. По сравнению с фило­софией Фалеса, это было во многих отношениях шагом вперед, сопоставление же идей Анаксимена с соображе­ниями отдельных представителей европейской науки может позабавить некоторыми совпадениями. Например, такой серьёзный химик, как Дюма, считал: "Растения и животные происходят из воздуха, только воздуха сжато­го; они создаются из воздуха и в конце концов превра­щаются в него". Точно такую же идею высказал и Либих в "Письмах о химии".