Основные принципы и нормы биомедицинской этики

Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принциповфундаментальных понятий биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача, медика–исследователя и их пациентов. Это этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинкской декларации (1964), Международной Конвенции Совета Европы «О правах человека в биомедицине» (1997), Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005) и др. Хельсинкская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласияи конфиденциальности. В других медицинских кодексах отмечается также стремление к обеспечению блага пациента, базирующееся на фундаментальных демократических ценностях, таких как солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских интересов (Б. Дженнингс). «Классическими» считаются принципы биоэтики, предложенные Т. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые «джорджтаунские мантры» (по имени университета в США, в котором работают авторы): уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентация на благо (делай добро). Этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Еврокомиссии, – «принципы Кемпа» (по имени координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческоедостоинство, целостность и уязвимость человека. Принцип автономии личности признается всеми авторами без исключения и ставится на первое место.

Основой принципов так называемогосубъект-субъектного ряда биомедицинской этики является симметрия равенство и независимость партнеров, активная роль пациента и его право на самоопределение в процессе лечения или обследования, иными словами – признание автономности,независимости личности. Поэтому основной принцип этого ряда принцип автономии, в свою очередь, предполагающий соблюдение таких принципов, как информированность пациента, добровольность принятия им решения и соблюдение конфиденциальности в отношениях врача и пациента. Принцип информированности в автономной модели – не выражение доброй воли или желания врача, это его обязанность; соответственно получение информации – становится правом пациента. Правильное информирование о состоянии здоровья и его прогнозе дает пациенту возможность самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора. Добровольность – еще один принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента. В свою очередь, добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию взаимного доверия между врачом и пациентом, проявляющегося в принципе конфиденциальности и строгом соблюдении врачебной тайны.

Особое место в этом ряду занимает принцип уважения достоинства личности. В биомедицинской этики этот принцип охватывает даже более широкий круг ситуаций, чем принцип автономности, который предполагает осознанную дееспособность и самостоятельность личности. Уважение же человеческого достоинства в биомедицинской этике связано не только с осознанием своего достоинства, но и с такими ситуациями, когда человек может быть не в состоянии выразить свою волю и неспособен к автономным действиям. С уважением достоинства личности непосредственно связан принцип целостности, выдвинутый европейскими биоэтиками. Необходимость защищать психофизическую целостность человека, минимизировать ее нарушения требует сегодня разработки этических и правовых норм, относящихся, в частности, к вмешательству в генетическую структуру индивида, к манипуляциям с психикой человека, к проблеме использования органов и тканей человеческого тела.

Особое место в рамках гуманистической биоэтической парадигмы занимает справедливость, в основе которой лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы на достойнуюжизнь. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях. Поэтомуспециальная роль отводится в биомедицинской этике защите прав наиболее уязвимых слоев населения. Принцип уязвимости должен лежать в основе особой заботы и ответственности медиков по отношению к наиболее слабым и зависимым, что и станет реализацией принципа справедливости в системе здравоохранения и при проведении научных биомедицинских исследований.