Мы уже упоминали позицию категорических противников абортов, которые пышно называют себя «сторонниками жизни». Движение против абортов, хорошо организованное и политически активное, поддерживает главным образом католическая церковь. Однако эту позицию занимают также ортодоксальные иудаисты, православные христиане, и другие конфессиональные образования.
Рассмотрим подробнее основные аргументы этой позиции. Обычно ее сторонники говорят, что каждое человеческое существо, даже ребенок в утробе матери, получает право на жизнь непосредственно от Бога. Против первого тезиса нам нечего возразить, если мы имеем дело с верующим человеком, для него этот пункт безусловен, не нуждается в доказательствах. Кроме того, считается, что жизнь человека начинается в момент зачатия, не зря на Востоке даже возраст человека отсчитывается с момента зачатия, а не с момента рождения. Кроме того, ни одно человеческое существо не имеет права отнимать жизнь у других, тем более – безвинных человеческих существ. А производить аборт на любой стадии беременности – значит лишать жизни безвинное человеческое существо. В доказательство приводятся научно установленные факты о том, что человеческий зародыш довольно раннего возраста, уже в девять недель, имеет лицо, пальцы, внутримозговую активность, тогда как основные черты личности человека запрограммированы уже в гене.
Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств: аборт недопустим, даже если беременность и роды опасны для жизни матери, например, при болезни сердца, почек и т.д.; аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем неповинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а, стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни. Первой заповедью христианской нравственности является заповедь любви. Аборт есть нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески-глубинной сути – через убийство матерью своего ребенка. Такой подход несет в себе бескомпромиссное осуждение плодоизгнания, приравнивая находящийся в чреве матери зародыш к живому человеческому существу, убийство которого является и нарушением ветхозаветной заповеди «Не убий!», и новозаветной заповеди любви.
Возможна чуть более мягкая позиция, когда аборт считают допустимым только в определенных случаях (например, беременность опасна для жизни матери или оказалась результатом изнасилования либо инцеста), а также полагают, что он не должен быть главным методом контроля рождаемости. Допустимость исключений аргументируется необходимостью учитывать интересы матери и ее желание. В первом случае – при медицинских противопоказаниях – нарушается право матери на жизнь (и здоровье). Во втором – при изнасиловании – отсутствует добровольное согласие женщины. Ведь мать тоже человек, она тоже имеет право на жизнь, здоровье, свободу. Как мы видим, упомянутые позиции – крайняя и смягченная – достаточно сильно отличаются одна от другой. Однако обе они оставляют неизменным главный исходный тезис: зародыш – человеческое существо, потому имеет право на жизнь, и, поэтому аборт есть убийство.
Дополнительные аргументы указывают на то, что мать биологически и социально ответственна за ребенка, так как он – беспомощное существо, перед которым у обоих родителей есть особая ответственность, так как оно не чужое им существо, поэтому здесь существует не только биологический, но и моральный долг – долг сильного защищать и заботиться о слабом. Что же касается прав и интересов матери, то при сопоставлении их с правами и интересами ребенка возникает вероятность аксиологического предпочтения интересов последнего: беззащитный нуждается в большей защите.
Против разрешения абортов выдвигают еще один довод – то, что эмбрион или плод будет безвинной жертвой: новый организм никогда не просил о том, чтобы его зачинали или рождали, но если уж он появился и живет, то у него есть неоспоримое право на защиту от посягательств на его жизнь. Противники абортов указывают и на то, что «каждый ребенок может быть для кого-то желанным» и логической альтернативой аборту могло бы быть усыновление ребенка, что в нравственном отношении лучше. О том, как данная позиция далеко от реалий жизни в современной России, мы скажем ниже.
Противники абортов анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Многие их суждения заслуживают широкого общественного внимания. Например, когда они сравнивают искусственное прерывание беременности и другие хирургические вмешательства, то обращают внимание, что при аборте гораздо чаще бывают случаи, когда врачи уговаривают пациенток согласиться на операцию. Рассматривая некоторые медицинские показания к искусственному аборту, врачи подчас перестраховываются и оказывают давление на женщину, решение которой о необходимости прервать беременность оказывается, таким образом, недостаточно осознанным и недобровольным. Рекламирование врачами своих услуг в проведении абортов – устоявшаяся практика. Противники абортов справедливо обвиняют тех врачей, для которых аборты – прибыльный бизнес.