Зарождение философии в Древней Элладе

Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет-


ко просматривается демаркационная линия, разделяющая людей умственного труда и людей физического труда.

Разложение первобытно-общинного строя спровоцировало и процесс вытеснения мифологического мышления философским. Источниками, позволяющими представить становление древнегре- ческой философии являются произведения Гомера и Гесиода, а так- же творчество Эсхила, Софокла и Еврипида, где в качестве высшей инстанции выступает мифология, повествующая о происхождении и устройстве мира; где сосуществуют боги и люди, где факты пе- реплетаются с иллюзиями, а мнимое невозможно отделить от под- линного; где миф — это не фантазия, а особая пограничная реаль- ность, через призму которой преломлялись и помыслы, и поступ- ки человека, еще не способного выделить себя из окружающего его мира.

Гомеровский эпос носит мировоззренческую направленность. Люди зависят от произвола богов. Но если богов можно умилос- тивить, то этого нельзя сделать в отношении судьбы. Судьбе под- чиняются не только люди, но и боги. Судьба (ананке) правит ми- ром.

Но если Гомер продолжает отчасти воспроизводить культуру мифа, то Гесиод делает попытку осуществить ее анализ. В этом смысле интерес представляет его поэма «Труды и дни». Эта поэма несет уже не мифологическое, а философское мировоззрение с ори- ентиром на познание меры в отношении человека с миром.

С точки зрения Гесиода человечество развивается по нисходя- щей линии — от совершенного порядка до хаоса и полного распа- да. Рассматривая настоящее и сравнивая его с прошлым, Гесиод отмечал: «Люди Золотого века жили как Боги, со спокойной и яс- ной душой. Горя не зная, не зная трудов. Сколько хотелось, тру- дились. И печальная старость к ним приближаться не смела… А умирали как будто объятые сном». Потом был серебряный век. Его сменили медный и век героев. Что касается железного века, то Гесиод изъявляет желание: «Раньше его умереть я хотел бы, иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя… Правду заменит кулак. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. От зла избавления не будет»5 .

 

5См.: Эллинские поэты. М., 1963.


Исторический пессимизм Гесиода — мировоззренческое созна- ние древнего грека в условиях распада общины, когда в жизнь втор- гаются экономические отношения купли и продажи, когда сущее и должное рассогласованно. В поисках разрешения этого проти- воречия Гесиод выходит на подлинную философскую проблему меры. Но мера для него не объект философского осмысления, а средство. «Меру во всем соблюдай», — учит мыслитель. Меру он рассматривает как основание регламента отношений человека к миру, где зло воспринимается как безмерность, а благо — как уме- ренность.

Вторая поэма Гесиода «Теогония» ориентирована на поиск пер- воначала, поскольку в «Древних мифах есть предузнавание всех путей и всех побед ума, там воображение заранее предрекло уче- ные тона…» Мироздание оформляется в направлении от Хаоса к Зевсу — к порядку, свету и социальному устройству, проходя оче- редную ступень «теогонии» — рождения богов, появившихся пос- ле Хаоса. За царством Зевса следовало царство человека, за ми- фом следовал Логос.

Логос — это не просто слово, а разумное слово. Логос означал рождение философского мировоззрения и закат культуры мифа, где как справедливо отмечал А. Ф. Лосев: «мыслил тут именно род, ставил себе цели род, и индивидууму было не обязательно мыс- лить, ибо род есть стихия жизни, а стихия жизни действует в инди- видууме стихийно-жизненно, т. е. инстинктивно, не как сознатель- ная расчлененная мысль»6.

Логос, как разумное слово, обусловил постановку вопроса «что такое мудрость?» На место оракульского прорицания в рамках культуры мифа пришло самостоятельное размышление человека о мире, о своей судьбе. Появились люди, поражавшие других спо- собностью рассуждать о вещах, о которые никто не задумывался. Похоже, что этих людей сначала называли безумцами. Сами же они называли себя философами, т. е. любящими мудрость. Прой- дет значительный период и они обретут признательность за свой талант, фантазию, прозорливость7.

С появлением философов понятие «философ» обретает свой социальный статус. Вскоре этот статус получит и «философия». Философ не мудрец. Истинная мудрость присуща только богам.

 

6Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963. С. 107.

7См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо- фов. М.,


Глава III