Ключевые понятия

Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека.

Гармония — это состояние оптимальной взаимосвязи и взаи- модействия структурно-организованных элементов конкретной системы.

Диалектика — искусство задавать вопросы для разрешения рас- сматриваемой проблемной ситуации.

Душа — активное начало, связывающее материю и идею как на уровне человека, так и на уровне мира.

Идея — прообраз бытия мира, его первореальность. Космос — упорядоченное единство мира.

Порядок — это способ существования организованных струк- туру, пребывающих в динамично-равновесном состоянии, но чре- ватом последующим хаосом по мере накопления деструктивных процессов.

Космоцентризм — учение о развитии мира как движения от хаоса к порядку, с которым согласуется вся реальность мира, вклю- чая человека.

Материя — потенциальная возможность бытия мира, субстрат, страдательное начало.

Разум — способность человеческого духа осваивать мир, орга- низовывать и осуществлять целесообразную деятельность.

Субстанция — нечто неизменное. То, что существует благода- ря самому себе. Первопричина.

Сущность — это единство активной формы (идеи) и пассивной материи. Это субстанция реального бытия.

Форма — возможное бытие мира.

Хаос — неопределенное, лишенное структурной организован- ности состояние мира; аморфное первоначало с потенциалом быть.

 

Назначение III главы заключается в том, чтобы раскрыть и рас- смотреть основные этапы становления развития античной фило- софии.

В истории античности просматривается четыре периода. Пер- вый определяется как натурфилософский. По времени он прихо- дится на VI в. до н. э.

Второй определяется как классический. Это время зрелости и расцвета философии античности. По времени он приходится на V–IV вв. до н. э.

Третий период связан с общим кризисом древнегреческого обще- ства. По времени он приходится на III–I вв. до н. э.

И наконец, четвертый период связывают с формированием ос- нов принципиально новой философии в статусе философии хрис- тианства, когда философия уже не претендует быть учением о предельных основаниях бытия, а превращается в систему обеспе- чения христианства. По времени это период приходится на I– V вв. н. э.