Категории как инструмент гносеологического отношения

Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия в своем развитии демонстрируют действие все- общих законов. Но эта демонстрация для исследователя бытия сопряжена с трудностями, как это действие адекватно выразить.

Проблема решается через обеспечение объекта познания кате- гориальным каркасом философского анализа. Истоки категори- ального освоения мира уходят в античность.

Представляется, что термин «категория» был заимствован из лексики судопроизводства, где он означал обвинение, в отличие от апологии (защиты). Жесткая ориентированность на объект осо- бого внимания, вероятно, и была основанием трансформации юридического понятия в философское, означающее однознач- ность, определенность, обусловленность, целостность, отграничен- ность.

Наша речь соткана из понятий, суждений и умозаключений. С их помощью осуществляется освоение мира, формируется пред- ставление о мире как основание последующего отношения к нему.

Категория как философское понятие ориентируется не столько на свойства, сколько на закономерности развития бытия. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, ка- тегории воспроизводят отношение бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.

Категории представляют высшую степень абстракции, т. е. от- влечения от конкретного, единичного, что позволяет более эффек- тивно проникать в сущность природы бытия, вскрывать объек- тивные закономерности мира. В этом заключается онтологичес- кое значение категорий.

Изучая с помощью категорий эти закономерности, мы получа- ем возможность познать подлинную реальность мира, и в этом их гносеологическое значение.

Философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений. Можно не знать специфики философского вопроса о соотношении общего,


особенного и единичного, но отграничивать их в жизни, ибо кате- гории выступают как особые формы человеческого мышления. В этом проявляется их логическое значение. Специальные науки в разрешении своих научных проблем активно используют фило- софские категории как организующий принцип мышления и в этом их методологическое значение.

Категории задают интервал и направленность видения мира в любой его форме — природной, социальной или духовной. Кате- гории ориентируют и обеспечивают соотнесенность знания о мире и знания о себе, что позволяет формировать оптимальное отно- шение человека к миру. В этом проявляется мировоззренческое значение философских категорий.