Категории обусловленности

Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие».

Ставя вопрос, почему наблюдаемое явление именно таково, как оно есть, в силу каких обстоятельств оно развивается, мы делаем первый шаг к расшифровке его обусловленности.

Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Свидетель- ством обусловленности является тот факт, что одно явление, как правило, порождает другое явление. Образуется цепь явлений, в которой каждое предыдущее звено обусловливает последующее, вызывает его. Эта цепь явлений отражает закономерный характер развития бытия на всех уровнях его организации.

Причина и следствие, как и все категории философии, облада- ют объективным содержанием, что доказывается теоретически и практически. В процессе своей жизнедеятельности человек убеж- дается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться, принимать их во внимание в рамках своей деятельности.

Изучая взаимосвязь и взаимообусловленность в мире, «мы на- ходим не только то, что за известным движением следует другое движение, мы находим также, что мы в состоянии вызвать опреде- ленное движение, создав те условия, при которых оно происходит


в природе; мы находим даже, что мы в состоянии вызвать такие движения, которые вовсе не встречаются в природе (промышлен- ность), — по крайней мере, не встречаются в таком виде, — и что мы можем придать этим движениям определенные заранее направ- ления и размеры. Благодаря деятельности человека и обосновы- вается представление о причинности, представление о том, что одно движение есть причина другого»87 .

Объективность причинности и ее всеобщность доказываются всем ходом развития естественных и общественных наук, которые подобно философии вынуждены изгонять из природы и общества привнесенную туда идеализмом и религией «беспричинность», а также доказывать, что все явления мира имеют свою причину.

Объективность и всеобщность — две стороны закона причин- ности. Кто признает объективность причинности, вынужден при- знавать и ее всеобщность. Если мы допускаем явления, лишенные своей причины, то вынуждены допускать для них сверхъестествен- ную причину. Закон причинности не знает исключений.

Если причина возникновения каждого отдельного явления ле- жит вне его, то причина существования данного явления находит- ся в нем. По отношению к следствию причина есть нечто самосто- ятельное, тогда как следствие всегда есть нечто производное, за- висимое.

Что касается характеристики причин и следствий отдельных явлений, то она связана с решением вопроса о соотношении при- чины и действия.

Еще Гегель отметил особый характер взаимосвязи причины и действия, которые тождественны и различны. При сопоставлении причины и действия выявляются их различия, ибо причина может выступать в трех ипостасях: генетической, структурной и целевой, а действие может быть только внешним или внутренним. По от- ношению к следствию причина всегда есть действие, а действие есть причина. Другими словами, причина выступает как действу- ющая причина, и если исследователь фиксирует действующую причину, то, стало быть, ему следует искать и следствие.

Таким образом, следствие является «визитной карточкой» при- чины, удостоверяет причину. Не только художник создает карти-

 

87Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

Т. 20. С. 544–545.


ны, но и они создают художника. Нельзя назвать писателем чело- века, который не написал ни одного художественного произведе- ния.

Из вышеизложенного следует, что причина существует и рань- ше следствия, и одновременно с ним. Порождая следствие, причи- на в какой-то мере сама становится следствием. Но если посмот- реть на этот процесс перехода через гегелевскую диалектику оп- редмечивания и распредмечивания, то нужно сделать вывод о том, что в следствии действительно есть то, что ранее было в причине, но есть и то новое, что возникло в результате взаимосвязи причи- ны и действия, внутреннего и внешнего факторов.

Чтобы разобраться в этом механизме взаимодействия и уяснить необратимый характер развития в цепи «причина—следствие— причина», необходимо рассмотреть этот процесс через призму категорий «необходимостии случайности».

 

Эта пара категорий своими истоками уходит в обыденное со- знание, которое постоянно задумывается над вопросами необхо- димого и случайного.

Случайно или необходимо возникла жизнь на Земле? Случай- но или закономерно была открыта Америка? Случайно или необ- ходимо появление Петра во главе России? Эти и другие вопросы можно задавать до бесконечности. А ответы на них выстраивают- ся в диапазоне от «чему быть, того не миновать» до «все в мире — дело случая», где крайняя необходимость обретает статус край- ней случайности. Так возникает ложная альтернатива: в мире все происходит по необходимости или в мире бал правит случайность. В действительности необходимость и случайность — соотно- сительные категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости данного явления, выражают различные

типы его связей и различную степень его обусловленности.

Если необходимость демонстрирует закономерный тип связи явлений, определяемый их внутренним содержанием, то случай- ность — это такой тип связи явлений с окружающим миром, кото- рый обусловлен внешними, привходящими причинами. Кто од- нажды родился, тот когда-нибудь умрет. Смерть выступает как закономерный тип связи единичного. Поскольку оно имеет нача- ло, оно необходимо имеет и свой конец. Но наступление конца,


форма смерти — это уже дело случая как проявление внешнего типа связи конкретного явления с окружающим миром.

Необходимое прокладывает себе дорогу через случайное. В за- кономерно протекающие процессы необходимости случайность как бы вносит свою долю неопределенности, задает тип вероят- ной связи.

Необходимость может реализовываться только через случай- ность, ибо случайность соотносима с единичностью данного яв- ления, обусловленного как своей природой, так и природой свое- го осуществления.

Случайность может ускорять процесс осуществления необхо- димого, а может его тормозить. В этом смысле случайность выс- тупает как форма проявления необходимости. Но соотнесенность необходимости и случайности иная, чем соотнесенность формы и содержания. Случайность в ходе развития может превратиться в необходимость. Случайное воздействие на организм вызывает мутацию. Новые наследственные признаки, однажды возникнув, закрепляются, усиливаются и приводят к изменению вида. Для единичных особей, составляющих вид, эта случайность становит- ся необходимостью.

Таким образом, грань между необходимостью и случайностью не является абсолютной. Но следует иметь в виду, что в соотне- сенности необходимости и случайности приоритет принадлежит необходимости. Она выступает определяющим фактором.

То, что была открыта Америка, что Россия нуждалась в лично- сти типа Петра, является следствием необходимости, закономер- ного типа связей, внутренней логики развития Старого Света и России. Но то, что Америку открыл Колумб, а Россию возглавил Петр, — это чистой воды случайность как «ответ» на осуществле- ние необходимости, которая заявляет о себе как «вызов».

Необходимое (закономерное) и случайное в истории и в инди- видуальных поступках людей содержат в себе мудрость и глупость, хаос и космос в разных пропорциях. Субъективный фактор дея- тельности людей обусловлен состоянием необходимости в объек- тивном факторе общественного развития. Но, будучи детермини- рованным необходимостью объективного, субъективный фактор на определенном этапе развития может стать и становится реша- ющим. И тогда последнее слово остается за случайностью, ибо


субъективный фактор представлен людьми. Их деятельность по- буждается потребностями, интересами; сопровождается волей, разумом и эмоциями. Логика общественного развития выступает как результат деятельности людей, их жизнедеятельности. И эту логику Гегель назвал «хитростью исторического разума», имея в виду его непредсказуемость, случайные формы его проявления.

Если бы история развития человечества была лишена этой слу- чайности, от нее бы веяло мистической, фатальной предопреде- ленностью. Но сие не означает, что в истории бал правит случай и произвол неограниченной свободы воли.

Представители фатализма не различают предопределенность и детерминированность, а представители волюнтаризма — волю людей и волю отдельно взятого человека. Закономерность обще- ственного развития осуществляется не вне, а через деятельность людей, через реализацию их потребностей, через усилия их воли, интеллекта и чувств. Но воля человека имеет свою степень свобо- ды, и это следует иметь в виду, диагностируя детерминированность общественного развития. Человек может быть лишен свободы, быть абсолютным исполнителем чужой воли. И в этом случае он выступает рабом своего господина. Хотя даже отношения раба и господина не столь однозначны, как это кажется в первом при- ближении (См.: Г. Гегель. Феноменология духа).

В целом же свобода воли — это избирательная способность человека принимать и совершать поступки в соответствии со сво- ими потребностями и интересами, оценками и идеалами. Эта из- бирательная способность имеет свой порог, границами которого выступают желание и возможность. Свобода человека заключает- ся не в произволе и воображаемой независимости от объективных законов развития, необходимость которого прокладывает свою дорогу через различные формы случайного, а в способности по- знавать эти законы и делать сознательный выбор своего поведе- ния как еще одной формы случайного, через которую необходи- мость заявит о себе своим осуществлением.

Выбирая пути реализации своей воли, человек берет на себя ответственность за этот выбор. Ответственность предполагает осознание должного и возможность выбора путей его реализации. Из этого следует, что свобода не есть некое абстрактное состоя- ние, адекватное произволу. Свобода исторически всегда конкрет-


на и относительна. Чтобы уяснить ее конкретность и относитель- ность, следует посмотреть на нее через призму соотнесенных кате- горий необходимости и случайности конкретного исторического этапа развития конкретного общества и конкретного индивида. Толь- ко так можно понять свободу как способ человеческого бытия.

Мера свободы является устойчивой характеристикой в системе отношений «природа–общество–человек. В этой системе мера сво- боды человека определяет степень свободы общества и форму его отношения к природе. Где есть подлинная свобода, там нет урод- ливых форм отчуждения. Где есть отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя, там нет реальной свободы, а есть произ- вол и царство жестокой необходимости.

Для полного выявления соотнесенности закономерного и слу- чайного, свободного и необходимого нужно воспользоваться еще одной парой философских категорий: «возможностьи действитель- ность».

С одной стороны, они конкретизируют процесс превращения необходимости и случайности из возможного состояния в состоя- ние реальной действительности усилиями человека, который осу- ществляет свою свободу воли в меру своих возможностей.

С другой стороны, возможность и действительность как фило- софские категории являются последними ступеньками познания обусловленности исследуемого явления.

Категория действительности употребляется в широком и узком смысле. В самом широком смысле действительность — это реаль- ность бытия мира, в менее широком смысле — это реальность структурно организованного бытия в мире. И наконец, в узком смысле слова действительность — это наличная реальность еди- ничного бытия в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе потенциально.

Действительность имеет свое становление. Первоначально она заявляет о себе как возможность, как тенденция в развитии явле- ния, из которого она происходит.

Что касается самой возможности, то эта категория отражает объективную закономерность развития явления, способную при определенных условиях сменить статус тенденции на статус дей- ствительности. В этом смысле действительность есть реализовав- шаяся возможность, а сама возможность есть будущее в настоя-


щем. Это то, чего нет в конкретной качественной определенности, но что может возникнуть и стать действительностью при опреде- ленных условиях.

Возможность и действительность выступают соотносительны- ми категориями, выражающими непрерывность процесса разви- тия познаваемого объекта.

Чтобы возможность стала действительностью, нужны два фак- тора: действие определенного закона как выражение необходимо- сти и наличие определенных условий как проявление случайнос- тей.

Как и все в мире, возможность пребывает в состоянии потенци- ального бытия. Существенной характеристикой возможности яв- ляется мера ее перспективности. Взяв за основание меру перспек- тивности, можно выделить абстрактную и реальную возможность. Реальная возможность — это закономерная тенденция разви- тия познаваемого объекта, истоки которой коренятся в активной

необходимости.

Абстрактная, или формальная, возможность является скорее невозможностью, ибо демонстрирует отсутствие условий, при ко- торых потенциальное бытие становится действительным бытием, хотя эта возможность мыслится в согласии с законами формаль- ной логики. Например, любой христианин может стать папой рим- ским. Иванов — мужчина, христианин. Стало быть, Иванов мо- жет стать папой римским. Но это, скорее, из области богатой фан- тазии, чем реальности бытия.

Отличие реальной возможности от формальной заключается в том, что первая замыкается на необходимость, а вторая на слу- чайность, демонстрируя уровни как необходимого, так и случай- ного.

Количественная мера реализации (осуществления) возможнос- ти называется вероятностью. Если невозможность принять за нуль, а действительность за единицу, то все промежуточные значения от нуля до единицы будут составлять степень вероятности как меры осуществления данного события при определенных условиях.

Вероятность характеризует основание возможности, меру ее осуществления, силу положительных и отрицательных факторов ее осуществления.

Поскольку деятельность человека ориентирована на выбор из


n-числа возможностей самой необходимой и перспективной, то исследователь должен учитывать следующие обстоятельства:

uнадо знать те условия, которые необходимы и достаточны для возникновения желаемой определенности;

uэти условия должны составлять не просто случайный на- бор факторов, а систему взаимодействующих факторов как основание инверсии реальной возможности в действитель- ность;

u поскольку развитие потенциального бытия может реали- зовать одну из наличных возможностей, то следует предва- рительно оценить вероятность осуществления всех возмож- ностей при определенных условиях, чтобы выбрать самую перспективную.

Так, с помощью категорий действительности и возможности можно осуществить проникновение в глубинные пласты сущнос- ти политики, вскрыть внутренние, устойчивые, закономерные свя- зи конкретной политической системы, выяснить ее прошлое, ос- мыслить настоящее и прогнозировать ее перспективу через выяв- ление ее потенциальных возможностей.

Методологическое значение означенных категорий в том, что они делают возможным более точное исследование природы яв- ления и его осуществления. Общеизвестно, что политика как ис- кусство управления является объективной реальностью. Но не все существующие правовые нормы реализуются в рамках конкрет- ной политической системы. Нужно отличать существование пра- вовых норм от их действия. Только такой подход позволяет обна- ружить истинную природу права в пределах конкретного обще- ства, вскрыть объективные условия и факторы его развития.

Развитие действительности превращает возможное в реальное, что по мере своего осуществления изменяет действительность.