Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью.
Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и составляющая предпосылку су- ществования и развития общества.
Географический детерминизм – учение о зависимости челове- ческой жизни, общественного бытия от природы.
Глобальные проблемы — комплекс проблем, определяющих перспективы развития человечества.
Коэволюция — солидарное развитие системы «природа— об- щество — человек» на основе их сродности и сотворчества.
Натурфилософия — философия с ориентиром постичь природу в ее целостности и взаимосвязи.
Общество — исторически развивающаяся форма целенаправ- ленной и разумно организованной жизнедеятельности людей.
Природа — особая форма бытия в мире; мир во всем многооб- разии своих проявлений.
Симбиоз — общность представителей различных видов, осно- ванная на взаимном удовлетворении их жизненных интересов.
Среда — совокупность условий, в которых осуществляется че- ловеческая деятельность.
Человек — существо связанное с другими формами жизни, но отличающееся предрасположенностью к познанию и самопозна- нию, к преобразованию мира и самого себя.
Эволюция — развитие как постепенное и необратимое измене- ние живой и неживой природы, а также общества при сохранении им общей качественной определенности.
Экология — учение о местопребывании (доме); наука о взаимо- связи и взаимодействии в системе «природа — общество — чело- век».
Энтелехия — термин Аристотеля, характеризующий активное начало, обеспечивающее превращение возможности бытия в его действительность.
Назначение XIV главы состоит в том, чтобы рассмотреть природу в качестве объекта философского анализа, проследив движение философской мысли от натурфилософии античнос- ти до философии природы ХХI века; исследовать взаимосвязь и взаимодействие природы и общества; рассмотреть коэволю- цию как новую парадигму развития человечества на рубеже XXI века.
Как первое бытие в мире природа является основанием для любого другого вида бытия, включая общество и бытие чело- века. Природа обеспечивает развитие человеческого рода. Она имеет свою структурную организованность, что позволяет рассматривать природу на уровне микро-, макро- и мегамира в форме неживой и живой природы, творящей и сотворенной. Предельная сложность феномена природы заставила немецко- го мыслителя Ф. Шеллинга задуматься над вопросом, как не- живая природа порождает живую, каким образом объект трансформируется в субъект и реальностью становится со- знание.
Эти и другие аспекты первого бытия в мире являются дос- таточным основанием, чтобы рассматривать природу в каче- стве объекта философского анализа.