Способ бытия людей

Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему европейское, но в каждом случае речь идет о способе существования конкретного социального образования, о формах взаимосвязи и взаимодействия, о формах объединения людей на основе своего и только своего интереса как осознанной человеческой потребности, которая может быть осуществлена только в условиях определенной деятельности.

Понятие «деятельность» сродни понятиям «движение», «актив- ность», «поведение». Если движение является способом существо- вания бытия мира, а активность — условием жизни, то поведение животных и деятельность людей являются способом их бытия.

Деятельность можно определить как способ бытия людей, осво- ения мира и удовлетворения потребностей и интересов человека.

Будучи способом бытия людей, деятельность имеет целевой характер. Искусством построения сот пчела может действительно посрамить архитектора, но любой строитель прежде чем начинать работу над строительством конкретного объекта, должен построить этот объект в своей голове. Он должен иметь четкую и ясную цель.

Деятельность предполагает самокорректировку. Это значит, что в процессе деятельности могут возникать новые обстоятельства, новые интересы и тогда может быть осуществлена саморегулиров- ка в системе отношения субъекта и объекта деятельности, что при- водит к существенному редактированию цели.

В деятельности заложена тенденция к совершенству. Это еще одна ее характерная черта. В процессе деятельности открываются новые возможности освоения объекта, которые потребуют новых знаний и новых навыков от субъекта деятельности. Дальнейшее осуществление этих знаний и навыков обеспечивает дорогу кор- ректировки цели и ее реализации в более совершенных формах.

Деятельность изначально ориентирована на решение проблемы познания и на преобразование объекта интереса. Только познание объекта интереса способно отредактировать цель деятельности и определить оптимальные пути преобразования объекта с учетом сложившихся потребностей.


Все эти характеристики деятельности и обеспечили возможность человеку создать искусственную природу как благоприятную сре- ду своего обитания и осуществления. Благодаря этим характерис- тикам деятельность заявила о себе как способ бытия людей, как способ освоения людьми мира, как способ удовлетворения их по- требностей и интересов.

Субъектом деятельности человека делает его активность, фак- торами которой являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Первые обусловлены необходимостью обмена веществ между человеческим организмом и средой его оби- тания. Они имеют характер простого воспроизводства. Исключе- ние составляет патология.

Социальные потребности обусловлены уровнем развития об- щества, культурой человека. Они имеют характер расширенного воспроизводства. Удовлетворение одних потребностей рождает другие. К социальным потребностям относятся потребности об- щения; познания и самопознания; самопроектирования и самовы- ражения; потребности в творчестве, любви и милосердии; потреб- ность делать добро и дарить красоту.

Поскольку человек не животное, а социальное существо, то его витальные потребности несут на себе печать и социальных, прак- тически, не проявляясь в чистом виде.

Разделяют потребности и по другим основаниям. Традицион- но выделяют: индивидуальные и общественные потребности; ма- териальные и духовные, здоровые и противоестественные. При- мером противоестественных потребностей могут быть квазипот- ребности табака, алкоголя, наркотиков. Удовольствие от них обманчиво, а вред очевиден.

Формой осознания потребностей является интерес, как непос- редственный осознанный побудитель активности человека. Осоз- нанная потребность — это уже реальная причина, непосредствен- ный мотив деятельности.

Интересы также различаются по основаниям: по степени общ- ности выделяют индивидуальные, корпоративные и общественные интересы. По сфере направленности различают экономические, политические, научные, правовые, эстетические, религиозные, эко- логические и другие интересы. По характеру субъекта социаль- ной активности выделяют государственные и национальные,


партийные и возрастные интересы. По степени осознанности раз- личают интересы стихийные и сознательные. По осуществлению выделяют интересы реальные и интересы надуманные (утопичес- кие). И наконец, по отношению к тенденциям общественного раз- вития различают просоциальные, асоциальные и антисоциальные интересы.

Представленный спектр потребностей и интересов свидетельству- ет о том, что они являются генератором активности человека, от- правной точкой отсчета его деятельности. Пока потребность не удовлетворена, человек остается недоволен собой, испытывает со- стояние психологического дискомфорта и желание его преодолеть. Таким образом, социальная активность предполагает осознан- ную потребность, которая заявляет о себе как необходимость. Только осознанная потребность делает человека субъектом дея- тельности. Мера активности и способности быть субъектом дея- тельности резко понижается, когда человек осознает свой статус в качестве объекта манипулирования, когда он становится залож- ником чужой воли. Подлинным субъектом деятельности индивид может быть только в том случае, если он опирается на собствен- ные интересы и реализует их в деятельности как самодеятельнос-

ти, через общение и труд.

Деятельность имеет свою структуру, элементами которой выс- тупают субъект деятельности и объект деятельности. Это отноше- ние предполагает довольно сложную систему посредника, ориен- тированного на обеспечение смысла деятельности; формирование концепции деятельности на основе идеи деятельности; формиро- вание идеала деятельности как отправной точки построения про- екта деятельности и ее нормативных целей, конкретизации задачи и средств обеспечения деятельности; формирование установки на действие, конкретные технологические операции и достижение результата.

Следует отметить, что ценностные ориентиры субъекта обес- печивают идею деятельности, которая трансформируется в идеал или идол деятельности. Последующие тактико-технические фак- торы деятельности обеспечат результат, но в первом случае он приумножит Благо, а во втором случае — Зло.

Поскольку общество как определенный уровень бытия в мире является аналогом бытия мира, то в нем можно обнаружить все


виды бытийной реальности: объективную, субъективную и транс- цендентную, что позволяет вести речь и о различных видах дея- тельности, выделяя деятельность как субъективное познание и са- мопознание; деятельность как объективное освоение и преобра- зование мира; деятельность как «глубинное общение», приобщение общества к вечному и бесконечному, трансцендентному.

Все виды деятельности являются продолжением логики обще- ственного развития, где конкретная форма общественного созна- ния предполагает наличие определенного социального институ- та, определенной формы общественных отношений и определен- ной формы деятельности. Например, правовое общественное сознание предполагает наличие института государства, правовых отношений и механизма правового поведения людей.

Если два вида деятельности (субъективная и объективная) оче- видны и не требуют своего доказательства, то этого не скажешь о трансцендентном виде, который носит неявный характер и кос- венное обоснование. Суть последнего заключается в том, что без ориентира на вечность и бесконечность мира и его развития, об- щество и человек этого общества прозябает в мире конечного и иллюзорного, исповедуя принцип «здесь и только сейчас». Такое общество, не имея перспективы, порождает экстремизм и авантю- ризм. Для него феномен Чернобыля, терроризма, диктатуры, ско- рее правило, чем исключение. Только ориентир на вечность мира и бесконечность его развития обеспечивают стабильность и перс- пективы как для общества, так и для человека.