Социальное пространство

Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человеческого фактора и природных условий. Ойкумена обес- печивает не только взаимосвязь и взаимодействие природы и человека, но и формирует уникальную и неповторимую первич- ную культуру со своими архетипами сознания и поведения, обы- чаями и традициями, со своими ценностными ориентирами. А дальше включается механизм расширенного воспроизводства куль- туры конкретного народа, определяющей его характер и его судь- бу: быть дестроером — разрушителем других культур; быть стро-


ительным материалом для других народов или быть творцом — демиургом, определяющим направленность общей истории чело- вечества, вносящим смысл в его историю. В каждом случае перс- пектива определяется неповторимым единством природных усло- вий и человеческого фактора, органическим единством конкрет- ной природы и конкретного общества.

Сложившаяся культура ойкумены определяет содержание про- цесса антропосоциогенеза, задает вертикаль преемственности в развитии конкретного народа, что не исключает возможность го- ризонтальных связей с культурами других народов, открывающих процесс взаимовлияния.

Благодаря социальному пространству формируется «тело» об- щества, оформляется его «душа». Тело социального бытия пред- ставляют социальные институты и социальные процессы, локали- зованные в рамках конкретной географической сферы. Душа со- циального бытия представлена его культурой, несущей на себе печать уже не только конкретной географической среды, но и вза- имосвязи с культурами других народов.

От биологического пространства социальное отличается пре- вращенной формой человеческого фактора, определяющего исто- ричность пространства, его неоднородность и иерархию. По сво- ему качеству это уже иное пространство по сравнению с простран- ством такого структурно организованного бытия в мире как природа. Оно обеспечивает особую форму проявления общества через многообразие видов его деятельности.